О партизанщине на таможне
До 1 января этого года в нашем законодательстве существовала норма, по которой каждый гражданин, пересекая границу Украины и въезжая на ее территорию через авиационные пункты пропуска, мог ввезти с собой товаров на 1000 Евро, а через остальные пункты пропуска – на 500. За все, что свыше, нужно платить ввозные налоги. Это кроме личных вещей, перечень которых достаточно объёмен, и при весовых ограничениях, которые тоже есть.
Но предприимчивости у наших коммерсантов не отнять. Используя схему так называемых «пиджаков», дробя большие партии товаров (скажем, бытовую технику или строительные материалы) и декларируя их затем как товары для собственных нужд подставных граждан-владельцев, они, фактически, ввозили эту партию, не платя налоги. И при этом еще умудрялись получить возврат НДС при вывозе товаров из ЕС.
Читайте также: Закон "про три посилки": хто від цього виграє, а хто – програє
С 1 января с подачи Минфина были введены в действие изменения по налогообложению НДС товаров, которые ввозятся гражданами по всем пунктам пропуска, кроме авиационных. Коротко, суть изменений такая: не облагаются налогом на добавленную стоимость операции по ввозу товаров, суммарная стоимость которых не превышает эквивалент 500 Є, а суммарный вес - 50 кг, если человек, ввозящий товар, отсутствовал в Украине более 24 часов и въезжает в нее (то есть пользуется льготой по льготному ввозу товаров) не чаще одного раза в течение 72 часов. Если человек отсутствовал в Украине менее 24 часов или въезжает чаще одного раза в 72 часа, не облагаются налогом товары стоимостью до 50 Є. Таможенные эксперты уже успели назвать эту схему «24/72».
Безусловно, идея правильная и нужная. Но дальше все выглядит очень неоднозначно. Законодательная норма есть, но вот механизм ее реализации, как нередко у нас, к сожалению, бывает, не отработан.
Представьте, сколько предприимчивый гражданин может успеть за 72 часа. Несколько раз съездить на машине или поезде, слетать на самолете, пройтись пешком. И как при этом таможенник поймет, сколько раз такой человек пересекал границу и сколько времени он отсутствовал в Украине, если таможня не осуществляет паспортный контроль (это функции Госпогранслужбы).
Но правда в том, что даже пограничники пока не могут отследить в полном объеме такую информацию о гражданах. Например, при проверке паспортов в поездах Интерсити международного сообщения. Времени стоянки немного, а пограничник имеет только мобильное считывающее устройство. Или в местных пунктах пропуска, где разрешен ввоз товаров, не подлежащих налогообложению. Такие пункты есть у нас на границе, например, с Беларусью и Молдовой. Там таможенников нет вообще. Как там действует этот закон? Какова процедура контроля? Каков порядок обмена информацией между погранслужбой и таможней?
Принципиальных проблем с реализацией законодательной нормы «24/72», как минимум, две.
Первая – информационная - в реализации информационного обмена со всех пунктов пропуска. Информацию о дате и количестве пересечения границы тем или иным гражданином нужно зафиксировать, поднять на уровень центрального сервера и раздать всем пунктам пропуска. Если по автомобильным пунктам система кое-как, но работает, то по остальным – работает ли? Четкого ответа на этот вопрос от Государственной фискальной службы на заседании парламентского Комитета по налоговой и таможенной политике в минувшую среду мы так и не услышали.
Вторая проблема – технологическая. По логике, механизм должен быть таким. Пограничник, проверяя пассажира, пересекающего границу, считывает данные паспорта. Эти данные сразу попадают в общую базу погранслужбы, где должна фиксироваться информация о пересечении. Затем пограничник в конкретном пункте пропуска в режиме «онлайн» получает четкую информацию о выполнении конкретным гражданином требования 24/72. Если оно не выполнено, таможенник тоже в режиме «онлайн» от пограничника узнает о таком гражданине. А сам гражданин должен быть направлен на «красный коридор» таможни. Только фиксация такой информации, если ограничение «24/72» превышено, даст таможеннику право требовать уплату налога. Но работает ли такая система?
На заседании налогового Комитета ВР 17 января прозвучало, что таможенники ведут свои параллельные ведомственные паспортные базы всех граждан, которые въезжают. Пограничники ставят отметки на контрольных талонах в автомобильных пунктах пропуска. Работает какой-то временный порядок по обмену информацией. Есть эксперимент в двух автомобильных пунктах пропуска, а на 15 февраля намечен «прорыв» в обмене информацией между таможенниками и пограничниками. Но этого мало.
Читайте также: Нова ціль влади – заробити на заробітчанах, – Михайло Цимбалюк
В случае с «пиджаками» на данный момент, к сожалению, нет синхронного действия корреспондирующийся норм Налогового и Таможенного кодексов. То есть изменения в Налоговый кодекс внесены, а в Таможенный «зависли». И на устранении этого пробела я настаиваю.
Вариант 24/72 - это исключительно украинское решение. Насколько мне известно, в ЕС другие подходы. Мы можем, конечно, ссылаться на положения Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (как называют ее таможенники, Международный таможенный кодекс). Но есть одно «но». 17 пункт специального дополнения «Пассажиры» в ней называется «Рекомендованное правило», и речь в нем идет о возможности, а не об обязательности ограничений на ввоз товаров гражданами в зависимости от частоты пересечения границы и времени отсутствия в стране.
Еще раз подчеркну: ограничения нужны, и принятые в Налоговый кодекс изменения правильные. Вопрос - в эффективности применения этих правильных норм, в институциональной способности таможни их реализовывать. Потому что украинская таможня в ее сегодняшнем виде похожа, простите, на партизанщину.
А ведь при эффективной полноценной реализации Украина получила бы возможность ограничить схему дробления партий и количество ввозимого на свою территорию без налогообложения товара.
Поэтому, мониторинга со стороны парламентского Комитета по налоговой и таможенной политике ни Государственной фискальной службе, ни Минфину не избежать. Наша задача – не только принимать законы, но и анализировать процесс их реализации. Ближайшее время, думаю, проявит все как лакмусовая бумага. Схема «24/72» должна стать четко работающей и эффективно контролируемой системой.
При этом еще один важный акцент, обращать внимание на который пока, мягко говоря, стыдливо избегают: все реализуемые в связи с ограничениями «24/72» процессы не должны затронуть интересы законопослушных граждан и увеличить время при пересечении ими границы.
Потому что все это – имиджевая составляющая страны.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки