MENU

Россияне уничтожают Ханский дворец в Бахчисарае. ФОТО

3967 0

Гибридный геноцид крымских татар, который проводят оккупанты в Крыму, включает в себя не только убийства, аресты, депортацию и запугивание людей коренной национальности. Но и уничтожение всего, что дорого нашему народу.

После предыдущих депортаций с тотальным уничтожением всего крымскотатарского, начиная с названий городов и сел и заканчивая кладбищами, ничего почти не осталось.

Ханский дворец в Бахчисарае — единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры — дожил до наших дней чудом. Помог, говорят, Пушкин своим «Бахчисарайским фонтаном».

Читайте также: В Крыму разрушаются главные достопримечательности. Оккупанты делают вид, что все в порядке. ФОТО

Дворец развалили, но не до конца. Однако у нынешних русских варваров совершенно никаких тормозов нет.

С момента аннексии они методично уничтожают все, что в Хан-сарае осталось аутентичного и превращают его в музей «русского мира», ещё точнее — бл*дства Екатерины II (их «православная скрепа»).

Фактически — это убийство памятника. Дворец скоро исключат из наследия ЮНЕСКО, этого оккупанты и добиваются, чтобы добить его.

Къырымлы! Вот тут Эдем Дудаков пишет, что нашу историю русские вывалили, как мусор. Если это сейчас возможно, придите, унесите себе сколько/что сможете. Уйдут фашисты — хоть что-настоящее на место вернём.

Айдер МУЖДАБАЕВ


Все, кто хочет посетить свежий могильник Ханского, могут без проблем это сделать на территории Зынджирлы Медресе.

Вход свободный. Сувениры от артефактов – бесплатны. И кромешная тишина…

Поклонитесь некогда величественной старине, пока она доступна. Вы даже можете сфотографироваться на память.

Ваши внуки подлинную историю уже не увидят. Для них стряпают бутафорию.

А заодно прикоснитесь рукой к столетиям… К кустарной черепице ручной работы старинного мастера-гончара, уложенную в палеты, прикоснитесь. К кованным железным гвоздям сотворенных руками кузнецов 18,19 века, торчащие с распиленных балок, прикоснитесь. Поленьям из Дубовых балок 18,19 века, прикоснитесь. Прикоснитесь и почувствуете тепло рук умельцев, оставивших нам в наследство эту красоту и отошедшие в мир иной. Наверняка где-то здесь брошены вандалами артефакты, когда-то собранные Усеином Боданинским – прочтите дуа в его память. Над этими архаичными материалами в 60-е годы работала Евгения Ивановна Лопушанская (Иванченко), ученый-реставратор УкрНИИреставрации. 

Мы не сберегли их труд. Растоптали их память. Цепочка преемственности, связывающая мастеров16,17,18,19,20 веков, разрушена. Не сохранили. Мы все виновны перед памятью веков. Перед историей нашего государства. Наших предков.
И, мы не менее виноваты, что наш Ханский стал стойбищем вандалов.

2. Судьба дворцов, как и судьба людей, перечеркивается одним мазком халтурщика.

Есть две категории вмешательства в старинные постройки - Реконструкция и Реставрация. Это два вида строительных работ, позволяющие возобновить и восстановить ветхие, поврежденные или разрушающие части здания. Но между этими двумя терминами наблюдаются диаметральные различия, как по составу работ, применению материалов, способов вмешательства, так и в мышлении исполнителей.

Реконструкцию проводят обычные строители, мыслящие инженерными категориями. Их цель, заменить старое - на новое, и придать сооружению требуемое функциональное значение. Короче - Заменить, перекрасить, побелить – приукрасить… 

Реставрация требует научного индивидуального подхода. Реставрацию ведут реставраторы - прежде всего художники в душе. Специалист-реставратор, призван сохранить и восстановить объект исторического и культурного наследия. И поэтому главное для него в предмете старины – не его функциональность и даже не красота - а аутентичность, сохранность, и преемственность. 

Нынешнее нашествие строителей на Ханский дворец – это в лучшем случае РЕКОНСТРУКЦИЯ, но ни как не РЕСТАВРАЦИЯ.

Между строителем и реставратором, такая же разница – как между маляром и художником. Причем, отношение маляра и художника к процессу не только в мастерстве, но и на психологическом уровне.

3. Стойбище вандалов.

Два сюжета с Ханского.

1] 2015 году, меня пригласили в проектную группу помочь решить с временной поддерживающей конструкцией балок на Хан Джами . Балка со стороны северного фасада могла обрушиться. В ходе работ ко мне, как к специалисту, обратился, знавший меня еще по работам на Зынджырлы Медресе, заместитель директора музея и попросил подыскать специалистов, для перекладки черепицы над центральными северными воротами Дворца в соответствии с нормами и древней технологией укладки на глине.

Именно тогда я более близко познакомился с Рустемом Умеровым – с 2014 года главный архитектор заповедника. Человек с оглядкой на начальство – подумал я тогда. Такое поведение в научной среде Заповедника, было для меня в новинку.

Но поразил он тогда меня не кротостью, а такой мыслью: - Почему бы на Ханском дворце не поменять всю черепицу «Татарку» технологически очень сложную в укладке и эксплуатации, на современный стилизованный под старину фабричный аналог. Один раз уложил и забыл. А на Мечети вообще уклон крыши составляет 38%, черепица со временем ползет. Так, что ремонтировать приходится каждые 3-4 года.

Тогда я просто посмеялся над ним и отнес его наивную неотесанность, к неопытности. Ведь до этого он работал в заурядной проектной группе. И специализировался, по большей части, на проектировании индивидуальных жилых домов. 

Я, тогда как мог, объяснил ему разницу между архаичным и фабричным, и, что значит культурное наследие. А напоследок сказал, так: - Ты нигде подобные мысли вслух не высказывай, это несовместимо с должностью главного архитектора Дворца – объекта являющегося памятником архитектуры и культуры. Тебя распнут у входа во дворец, если не прокуратура, но наш народ.

Читайте также: Крым под российской оккупацией: вымирание, рост преступности, бедность

Тогда я и предположить не мог, что через два года нагрянет этот кошмар. И непосредственное участие в вандализме примет (действием или бездействием – без разницы) наш соотечественник – архитектор Ханского Дворца, призванный его защищать от подобного.

Когда-то мы до посинения спорили с бывшим архитектором Ханского Борисовым. За его стремление расширить русскую имперскую экспозицию. Спорили по покрытию Зынджирлы Медресе. Но по сравнению с тем, кого мы имеем сейчас, это был достойный специалист и достойный визави. И такого бы вандализма он точно не допустил. 

Я конечно далек от мысли, что именно Умеров надоумил шарашку «Кирамет» на замену черепицы ручной работы. Но вот такой факт из жизни. И ощущение дежавю.

2] В век гипсокартона и бетона изменились инструменты, технологии строительства, люди. Строить начали быстро.

Реконструировать еще быстрей. А научная реставрация, консервативна и продолжает возрождать объекты культурного наследия дедовскими методами, с оглядкой назад, длительной подготовкой, ощупью и медленно. Очень медленно…

Когда прораба на Хан Джами от «АТТА групп & Кирамет», некоего Музафара , гастарбайтера из Узбекистана, спросили – Как он может заливать бетон на памятнике 16 века? - Мало того, что бетон не соответствует эпохе, а еще вызовет эрозию стен из известкового камня…, а также утяжелит конструкцию…, увеличит нагрузки на стены..., и знает ли он что такое раствор «хорасан»? - Смотрел ли он, как реставрировали турецкие специалисты Зынджирлы Медресе?

Говорят он, удивленно выкатил глаза и сказа, что все делает по проекту и о ХОРАСАНЕ не слышал. - А бетоном он укрепил конструкцию стен. - Так всегда, все строители делают, - заключил напоследок. – И до Медресе мне дела нет … у меня свой проект.

Феерический ответ, достойный гастарбайтера. 

Маляры, взялись за кисть художника, и тщатся реставрировать картину 16 века – ни больше, ни меньше…

Шарашка, гастарбайтеры, начальники, сроки, выборы... Только прокладки наши - доморощенные. В придачу с ТВ КОТ для прикрытия. 

Итог - вандализм. Чума на ваши домы…

Кустарная черепица ручной работы, уложена в палеты. За ненадобностью вывезли сюда. Хороший материал для вилл.

Это черепица была уложена над терасами. Она по размеру меньше. Пойдет на веранды вилл. Кто разбирается на испанку не позарится.

Балки, похоже, вырывали с корнем - автокраном. Так что кованный гвоздь согнулся подковой.

Кованный гвоздь кузнеца 18,19 века на распиленной балке.

Могильник Ханского.

Остатки дубовых балок под пленкой.

Каждая черепица не похоже на соседнюю. Очень ценный архаичный материал. Тащи на сувениры - нехочу.

Распил. Большинство балок (70%) в удовлетворительном состоянии. С которых торчат кованные железные гвозди 18,19 века.

Edem DUDAKOV


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини