Atlantic Council: Как лишиться военной помощи Запада
В конце 2017 года Украине не удалось получить жизненно необходимую помощь от двух ее крупнейших доноров: МВФ и ЕС. Выделение финансирования – на сумму более 2,5 миллиардов долларов – было строго обусловлено конкретными реформами.
Оба донора упомянули о том, что страна не соблюдает свои обязательства в области борьбы с коррупцией и развития экономики. В ответ правительство Украины пытается продать своим западным партнерам имитацию настоящих реформ с целью как бы там ни было получить столь важные для неё средства, но на этот раз ей могут отказать в поддержке в другой стратегической области – в вопросах обороны – если Киев всерьёз не приступит к выполнению поставленных перед ним требований.
В ноябре 2017 года Конгресс США одобрил выделение Украине помощи на нужды поддержания безопасности на 350 миллионов долларов, включая предоставление летального оружия. Хотя это было признано большим успехом для Украины, процедура еще не закончена. Американский закон о защите национальной обороны 2018 года оставляет незадействованными 50 % этих средств до тех пор, пока министр обороны США не подтвердит, что Украина предприняла существенные шаги в направлении институциональных реформ в оборонном секторе.
Читайте также: New Eastern Europe: Цугцванг Президента Порошенко
Это правильный подход, поскольку четкие условия – чуть ли не единственный рычаг, который на сегодня эффективен в Украине. Этот самый Закон о защите национальной обороны полностью соответствует призывам украинского гражданского общества строго обусловливать любую помощь, даже в такой чувствительной сфере, как финансирование оборонных нужд.
На сегодняшний день Украина получает от внешних источников значительно меньшую поддержку в вопросе обеспечения оружием, боеприпасами или предоставления гуманитарной помощи, чем в 2014-2015 годах. Это легко объяснить: международные партнеры хотят видеть системные изменения в оборонном секторе Украины и ожидают уже в ближайшее время найти его более прозрачным и качественно управляемым. И хотя в Законе о защите национальной обороны не сформулированы конкретные требования для выделения помощи, украинские эксперты в области обороны считают, что прогресс в области реформ можно будет лучше контролировать в соответствии с целями, изложенными в Стратегическом оборонном бюллетене и Концепции развития Сектора безопасности и обороны Украины, разработанном совместно со специалистами из НАТО.
Среди всех целей, перечисленных в этих документах, наиболее актуальными на сегодня являются совершенствование управления государственными оборонными компаниями, устранение ненужной секретности в этом секторе и сокращение коррупции при оборонных закупках.
Читайте также: Atlantic Council: Мудрая политика Трампа в отношении России
Как отмечают бывший замминистра обороны США Майкл Карпентер и многие другие эксперты, путь к более эффективному управлению должен начаться с реформы государственного конгломерата "Укроборонпром", состоящего из 134 предприятий различных секторов оборонной промышленности.
"Отсутствие центрального исполнительного органа, отвечающего за государственную оборонно-промышленную политику в Украине, приводит к серьёзной нехватке координации деятельности всех 134 компаний, – говорит Виктор Плахута, эксперт по вопросам обороны гражданской платформы "Реанимационный пакет реформ", исполнительный директор Фонда "Свободная Украина". – В частности, на сегодняшний день полномочия по управлению и контролю над «Укроборонпромом» разделены между президентом Украины и Кабинетом министров, что нарушает конституцию и баланс в руководстве".
По мнению экспертов, "Укроборонпром" должен быть полностью подчинен Кабинету министров, оставаться свободным от политических влияний, проходить независимые аудиты и иметь беспартийный консультативный совет, который будет отвечать за его реструктуризацию. 12 февраля президент Порошенко уволил гендиректора "Укроборонпрома" Романа Романова. Политическая обстановка вокруг конгломерата накаляется, поэтому последствия увольнения его главы можно будет оценить лишь со временем. Между тем, не существует четких требований или условий, по которым президент обязан назначить нового главу практически всего ВПК Украины, что оставляет "Укроборонпром" в сфере влияния Порошенко.
Снижение необоснованно высокого уровня секретности предполагает раскрытие оборонного бюджета и обеспечение общественного контроля над военными расходами. "95% закупок в области вооружения и оборонного оборудования в Украине скрыты от общественного контроля и проходят по неконкурентным процедурам", – говорит Плахута.
Чрезмерная секретность позволяет руководству проводить незаконные операции в оборонной промышленности, которая сегодня больше обслуживает коммерческие интересы неизвестных поставщиков, а не выполняет фактические запросы украинской армии.
Читайте также: Новый курс Трампа. Как он отразится на Украине?
"Назначенные президентом руководители "Укроборонпрома" активно участвовали в разработке стратегических программ развития украинских вооруженных сил и следили за тем, чтобы эти планы включали в себя приобретение боеприпасов и оружия, которые способен производить "Укроборонпром". Частные поставщики, способные предложить более выгодные и современные альтернативы, но не имеющие политических связей практически не имели доступа к проуессу закупок", – говорит Тарас Йемхура, аналитик по оборонным вопросам Реанимационного пакета реформ и Независимого оборонного комитета по борьбе с коррупцией при Transparency International.
Наконец, для повышения прозрачности закупок в области обороны потребуется создание интегрированной системы электронных закупок в Министерстве обороны по принципам стандартов НАТО. Эксперты настаивают на том, что большинство закупок в этой сфере должны публично освещаться и проводиться на конкурентной основе, а также проходить через систему Prozorro.
"Секретность закупок уместна в применении лишь к области инновационных технологий, таких как оружие для радиоэлектронной борьбы или средства противовоздушной обороны", – утверждает Артем Давыденко, аналитик в сфере обороны.
Эксперты разработали два законопроекта, гарантирующих прозрачность в области оборонных закупок и налаживание прямых контрактов между Министерством обороны и иностранными производителями без дорогостоящего посредничества «Укроборонпрома». Оба проекта были заблокированы на несколько месяцев, документы так и не были зарегистрированы в парламенте.
Законопроект о национальной безопасности, разработанный при участии украинских и западных специалистов, постигла аналогичная судьба: в течение шести месяцев он оставался на рассмотрении в кабинетах Совета национальной безопасности и обороны при президенте Порошенко. По последним сообщениям его передадут на рассмотрение в парламент к концу этой недели.
Законопроект четко определяет и ограничивает полномочия в сфере безопасности и обороны, уменьшает секретность закупок, обеспечивает командование армией в соответствии со стандартами НАТО и укрепляет гражданский контроль над оборонной сферой. Крайне важно, чтобы эти законопроекты были приняты, а главное, реализованы.
Если Украина продемонстрирует заметный прогресс в этих трех ключевых областях, это будет означать важный шаг к выполнению требований правительства США и страна, наконец, сможет в полной мере использовать военную помощь, критически необходимую украинской армии.
Кроме этого, Украина сможет получить доступ и к другим международным ресурсам, например Программе статей оборонной защиты Агентства по сотрудничеству в области обороны при министерстве обороны США, которая гарантирует более низкую цену закупок или бесплатную передачу избытка оборонного оборудования странам-партнерам, включая Украину.
Но оборонная реформа в Украине вряд ли может продвинуться вперед в отрыве от других фундаментальных реформ, таких как борьба с коррупцией. Создание сильной структуры антикоррупционных институтов для расследования и судебного преследования коррупции на высоком уровне в оборонном секторе является всеобъемлющей предпосылкой для повышения прозрачности.
Учитывая тяжелые потери в войне, следовало бы ожидать, что руководство страны сделает защиту приоритетом. Порошенко продолжает утверждать, что военная реформа стоит на повестке дня, но его дела красноречивее слов. Если в оборонном секторе Украины будет достигнут какой-либо прогресс, то лишь благодаря международному давлению. И строгие, точные, непоколебимые условия, установленные западными правительствами традиционно являются ключом.
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки