Автономные машины и профессия водителя: мир слишком мал для нас двоих
Повсеместная роботизация, искусственный интеллект и, как результат, полноценная замена человека машиной. Все это – не сценарий фантастического фильма, а перспектива следующих 10-15 лет. И первой на очереди будет как раз автомобильная отрасль – с десятками миллионов профессиональных водителей по всему миру. Так что, всем этим людям есть о чем переживать, или можно расслабиться, потому что работы все равно меньше не станет?
Сегодня беспилотные машины уже прошли стадию концептов и представляют вполне реальный транспорт. Про них выпускают отчеты, а мировые гиганты консалтинга наперебой делятся прогнозами, сколько автономных машин будет колесить по миру через 5-15 лет.
Например, совсем недавно аудиторы из KPMG презентовали крупный доклад, в котором определили наиболее благоприятные страны для беспилотников. В расчет брали инфраструктуру, действующие законы, инновации, а также покупательские настрои среди населения. Лидером рейтинга стали Нидерланды, за которыми расположились Сингапур, США, Швеция и Великобритания.
В целом, почти все эксперты и аналитики склоняются к мысли, что не меньше половины новых авто к 2030 году будут иметь функцию полностью или почти полностью автономного вождения.
В свою очередь, нет сомнений, что первыми, кто будут массово адаптировать новые технологии, станут представители коммерческого сектора. И догадку легко проверить – стоило только Илону Маску презентовать свой новый грузовик Тесла Semi, как логистический гигант UPS предзаказал у него 125 машин. Еще 100 авто захотели купить ребята из Pepsi, 40 заказали в Sysco, а 15 решили приобрести в Wal-Mart. И дело не только в электрической тяге – много интереса вызывает именно автопилот.
Читайте также: Когда на литовских евробляхах будут ездить только литовцы
Конечно, сегодня автономные авто стоят дороже моделей без функции самостоятельного вождения. Также огромные средства уходят на исследования и разработки. Однако им есть за счет чего начать экономить: в случае перехода на пятый уровень автономности, когда в машине будут находиться только пассажиры, увеличится показатель стандартизации, ведь в салоне будут отсутствовать элементы управления.
Также снизится количество деталей, которые могут сломаться. Сторонние компании, вполне вероятно, смогут эффективно производить отдельные компоненты систем беспилотного вождения – и снова возникнет эффект экономии на масштабе.
Но вернемся к общеэкономическому влиянию подобной технологии. На сегодняшний день только в США не меньше 3,5 млн людей имеют профессию водителя. Они управляют автобусами, грузовиками, фурами, такси и персональными авто.
Читайте также: Норвегия планирует полностью отказаться от транспорта с ДВС
Очевидно, что коммерческое использование техники с автопилотом, которая даст возможность работать 24 часа в сутки без потери эффективности, рисков и проблем с профсоюзами – крайне выгодная штука с точки зрения бизнеса. Которая позволит увеличить эффективность процессов и снизить их стоимость. Также уйдут потери от ДТП, которые оцениваются в 180 млрд долларов в год только в Соединённых Штатах.
С другой стороны, исчезнут 7 млн рабочих мест, из которых 3.5 млн приходятся на водителей, и еще 3.5 млн – на обслуживающих их персонал в самых разных сферах.
Конечно, остается открытым вопрос, куда пойдут все эти люди. Тут важно понимать несколько основных вещей.
Во-первых, согласно определению, экономика – это отношения, организованные для удовлетворения потребностей членов общества в жилье, питании, одежде, средствах связи, информации, транспорте и других компонентах. Получается, что когда товаров становится больше, вполне вероятно, что и количество услуг под них вырастет. Если что-то не нужно везти, то его все равно необходимо продать, обслужить, утилизировать.
Также люди могут начать больше путешествовать. В таком случае, водители смогут найти себе место в отельно-ресторанной сфере. Например, по одной из версий, в Древнем Египте строили пирамиды не для того, чтобы они просто стояли и радовали глаз. Просто была потребность острая в том, чтобы чем-то занять людей.
Но вот, спустя тысячи лет население выросло, а пирамиды мы не строим. Да и уровень жизни поднялся от древнеегипетского. Потому что мы нашли, чем можем заниматься вместо перетаскивания каменных глыб.
Почти наверняка дальше машины станут заменять строителей, кроме тех работ, для которых сложно разработать стандартизированный механизм. Но те же подъемные краны, экскаваторы, тракторы и другая техника, выполняющая масштабную работу, точно будет лучше справляться без человека, координируя действия напрямую друг с другом.
И снова вернемся с историческому примеру – раньше целой профессией были копатели. Потому что при строительстве каждого здания были нужны десятки, а иногда и сотни людей с лопатами – чтобы выбрать грунт. Но затем копателей на стройках вытеснила техника.
Эта техника более сложна в производстве, чем лопата. Это значит, что ее делают много людей, и каждый из них забирает себе больший кусок добавочной стоимости. Также она более эффективна, и с ее помощью вполне реально сделать 10 зданий вместо одного за промежуток времени, в три раза короче.
Экономика работает на мультипликаторах, а потому ей крайне важен именно оборот.
Оборот отрасли и связных сфер стал выше – выросла и эффективность, а также уровень жизни всех участников отношений.
Но даже в этом случае не стоит думать, якобы процесс вытеснения человека машиной пройдет безболезненно. Наверняка будут и погромы, и протесты профсоюзов – такие себе Средние века и цеха.
Почти уверен, что рано или поздно все-таки введут налоги на роботов, о которых недавно говорил Билл Гейтс. И такой шаг логичен и вполне оправдана. Ведь очень часто зарплата рабочего входит в базу налогообложения. Потому если рабочих станет меньше, нужно придумать, кого еще обложить сборами, дабы просто не остаться с носом. И лучший вариант – это, конечно, брать налоги с автономных автомобилей и роботов.
Мы живем в эпоху потрясающих перемен. Вполне реально, что коммерческие авто совсем скоро будут выглядеть, как в последней части “Логана” - странные чудища без кабин, которые летят по трассе с предельно допустимой скоростью.
Но даже в таких условиях люди наверняка найдут, чем себя занять. И через 100-200 лет о профессии водителя будут говорить, как сегодня мы вспоминаем о почтовых лошадях и их кучерах – только со страниц учебников истории и классических романов.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки