Аtlantic Сouncil: Извините Путин, но Крым еще не ваш
Митинг в Севастополе, посвященный четвертой годовщине совершенной Россией аннексии Крыма у Украины. Крым, 14 марта 2018 года
Александр Вершбоу:
Четыре года назад Россия незаконно аннексировала Крым.
Те, кто надеялся, что ситуация в регионе улучшится после того, как Россия установит над ним контроль, ошибались. Экономического чуда в Крыму не случилось, несмотря на обещания российского президента Владимира Путина. Права украинского меньшинства и крымских татар постоянно нарушаются, экономика стагнирует, и сотни тысяч жителей "голосуют ногами".
Россия милитаризирует полуостров, угрожая свободному перемещению сил НАТО в регионе. Строительство Керченского моста в потенциале может отрезать Азовское море от Черного и "задушить" украинские порты. В это же время Кремль продолжает спонсировать необъявленную войну на Донбассе в восточной Украине.
Запад уже высказался однозначно, заявив, что никогда не примет незаконную аннексию Крыма, но нам нужно выйти за рамки деклараций и сосредоточиться на конкретных шагах, которые могут положить конец агрессии России как в Крыму, так и на Донбассе.
Есть две ключевые области, в которых нам необходимо удвоить наши усилия. Во-первых, наша политика непризнания Крыма должна быть усилена и ужесточена в долгосрочной перспективе.
В 1940 году, после вторжения СССР в Прибалтику, Соединенные Штаты осудили агрессию и отказались признать аннексию – этой политической линии они придерживались в течение пяти десятилетий. Администрация Трампа должна опубликовать аналогичную декларацию в отношении Крыма.
Конгресс должен составить свою собственную декларацию, возможно, в форме обновленной версии закона США "О порабощенных нациях" от 1959 года. Это стало бы подтверждением позиции США, заключающейся в поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины и других бывших советских государств – Грузии и Молдовы – вкупе с теми территориями, которые находятся под российской оккупацией, и последовательном отстаивании права всех государств выбирать свой собственный курс, в том числе членство в НАТО и ЕС, если они этого желают.
Члены ЕС должны также укрепить свой политический курс непризнания Крыма и всецело его придерживаться, отстаивая продление действия санкций и вводя наказание для тех, кто нарушает санкционный режим, включая политиков, которые посещают оккупированный полуостров без согласия Киева.
В рамках долгосрочной политики непризнания Запад должен систематически возвращаться к вопросу Крыма при взаимодействии с Москвой. Россия рассматривает новую принадлежность полуострова как свершившийся неоспоримый факт и отказывается вступать в дискуссию, надеясь, что с течением временем мы с этим согласимся. Мы не должны позволить им уйти от ответа.
Мы должны более решительно опровергать фиктивное историческое повествование о событиях 2013-2014 гг. Мы должны опровергнуть аргументы, которые выдвинула Россия, силясь оправдать аннексию и предваряющий ее фиктивный референдум.
Особенно возмутительным является совершенное недавно министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым искажение условий Будапештского меморандума 1994 года, в котором Россия гарантировала территориальную целостность Украины в обмен на отказ от ядерного оружия. Лавров заявил, что Россия обязалась лишь не использовать ядерное оружие против Украины, тогда как в тексте говорится, что Россия обещала не использовать какую-либо военную силу против Украины.
Мы должны поддержать законные требования Украины о получении компенсации за кражу и незаконную эксплуатацию украинских экономических активов, находящихся в Крыму, в том числе морских нефтегазовых месторождений. Также мы не должны признать результаты голосования в Крыму во время предстоящих российских президентских выборов.
С учетом тревожных сообщений о нарушениях прав человека нам необходимо добиваться расширения доступа ООН и ОБСЕ к оккупированному Крымскому региону по гуманитарной линии. Нам необходимо следить за соблюдением прав человека, доводить до сведения всего мира факты нарушения прав человека и оказывать давление на Москву для прекращения злоупотреблений.
Во-вторых, в качестве шага по возвращению Крыма нам нужно вывести русских из Донбасса – и как можно быстрее, до того, как оккупированный Донбасс превратится в еще одну зону затяжного неразрешенного конфликта.
Основной целью Москвы в начале необъявленной войны на востоке Украины была дестабилизация Украины и установление во власти лидеров, которые будут учитывать российские интересы. Благодаря мужеству тысяч украинских мужчин и женщин, которые сражались с россиянами и их прокси-силами на Донбассе, а также благодаря давлению санкций США и ЕС, осуществление самых больших целей России было сорвано.
Но Россия по-прежнему использует войну на Донбассе в качестве диверсионной тактики, стараясь сосредоточить внимание на восточной Украине, и не говорить о Крыме. Возможно, Путин надеется заключить сделку, в рамках которой Запад взамен на решение проблемы Донбасса согласится легитимизировать незаконную аннексию Крыма. Но это полная противоположность тому, что мы должны делать.
Донбасс и Крым нельзя называть идентичными случаями. Но если мы сможем сначала вывести русских из Донбасского региона, то сможем продемонстрировать, что оккупированную территорию вернуть под контроль Киева возможно. В этом смысле настоящее политическое решение по Донбассу создало бы прецедент для выведения русских из Крыма, даже если для достижения этого понадобятся годы.
Чтобы добиться разрешения ситуации на Донбассе, как США, так и ее европейские партнеры должны вдохнуть новую жизнь в минский процесс. В то время как Минские соглашения определяют адекватное завершение процесса урегулирования как реинтеграцию оккупированных территорий и возвращение их под юрисдикцию Украины, дипломатические усилия не преследуют намеченной цели.
В противовес тем, кто описывает положение на Востоке Украины как "замороженный конфликт", боевые действия там усилились. В 2017 году Украина понесла больше потерь в сравнении с 2016 годом, поскольку силы под руководством России использовали более точные виды оружия. Последнее само по себе опасно, поскольку оставляет открытой возможность того, что конфликт может возобновиться в полной мере в любой момент.
Необходимо новое мышление. Недавнее решение США предоставить Украине противотанковое оружие Javelin и другие оборонительные вооружения нужно приветствовать: это может помешать России совершить новые наступательные действия, показать Путину, что время не на его стороне, и усилить давление на Москву во время переговоров.
Для того, чтобы добиться полного выполнения минских соглашений, нам необходимо продвигать планы развертывания миротворческих сил ООН и установления временной гражданской администрации на Донбассе. Это должна быть настоящая миротворческая сила с надежным мандатом, а не ограниченная версия, предложенная Путиным.
Подлинным миротворческим силам ООН нужно обеспечить доступ на всю территорию оккупированного Донбасса с целью защиты населения и имплементации всех положений минских договоренностей.
В задачу миротворческого контингента должно войти обеспечение соблюдения режима прекращения огня обеими сторонами, отвода тяжелого оружие с линии соприкосновения и, в случае России, отзыва регулярных воинских формирований " "зеленых человечков", вооружения и оборудования, которое она предоставило сепаратистским силам на Донбассе.
Затем ООН должна взять под контроль международную границу и создать стабильные условия, необходимые для проведения выборов и реализации других политических аспектов Минска. По истечении переходного периода, в ходе которого управление регионом должно осуществляться международным сообществом, Украина будет перебирать на себя контроль над своей границей с Россией по мере того, как силы ООН будут покидать регион.
Разрешение конфликта на Донбассе принесет облегчение не только жителям восточной Украины; это станет важным шагом на пути к ослаблению напряженности между Западом и Москвой. Это не окажет непосредственного влияния на ситуацию вокруг Крыма. Но осуществленное под надзором международной общественности восстановление суверенитета Украины в донбасском регионе может послужить образцом для Крыма в какой-то момент в будущем.
Несколько государств, включая Швецию и Финляндию, объявили о своей готовности участвовать в формировании миротворческого контингента, если соответствующий мандат и полномочия будут согласованы. Таким образом, развертывание миссии возможно. Мяч находится на стороне россиян, и после президентских выборов 18 марта намерения России станут более ясными.
Но уже сейчас понятно, что Москва до сих пор не приняла политического решения покинуть Донбасс и вполне может планировать остаться там надолго. Если это так, то Запад должен продолжать оказывать давление, удерживая гнет санкций, ужесточая их, если Москва останется непримиримой, и предоставить Украине право защищаться от любых новых нападений России.
Мы должны разъяснить Москве, что любой возврат к режиму "как будто ничего не случилось" в отношениях между Западом и Россией не может начаться без возвращения Донбасса, и никакое улучшение отношений не станет полномерным без возвращения Крыма.
Наконец, Запад должен продолжать делать все возможное для того, чтобы оказывать поддержку Украине и поощрять ее на пути реформ, в том числе искоренения коррупции. Лучший ответ на агрессию России – успешная, безопасная, экономически процветающая и сильная в военном плане Украина.
Оригинал на Аtlantic Сouncil
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки