Бунты и восстания в СССР
В последнее время не переводятся случаи вопиющего произвола власть предержащих. Если просмотреть комментарии к статьям про них- вывод один — недовольство народа властью растет, если уже не зашкаливает. Многие однако делают из этого неверный вывод о шаткости положения нынешних властей. Это не так. Шатким оно станет тогда, когда аппарат подавления перестанет получать жирную пайку.
Об этом пишет ququ12.
Для примера рассмотрим СССР. Даже при значительной закрытости информации, было широко известно про несколько знаковых выступлений, однако никто не представлял, что их было так много. Даже в небезизвестной справке для Горбачева, приведены далеко не все случаи. (Ниже будут приведены наиболее известные .)Речь поидет о самых " вегетарианских" временах СССР. Восстания 30-40 годов подавлялись с куда большей жестокостью.
Потребовалось почти 40 лет для того, чтобы всё это расшатало СССР. Допустим, сейчас все произойдет вдесятеро быстрее, пусть, хотя это слишком оптимистично , ИМХО. Всё равно потребуются Годы. А главная беда сегодняшнего бунтующего поколения именно нетерпеливость. Как у того прапорщика, что все яблоню тряс... Может современным революционерам того-с, Маркса почитать?
Бунты в военных частях.
В июне 1953 года во время подавления восстания рабочих в Восточной Германии (гуглить "мармеладный бунт") военнослужащие Советской Армии отказались стрелять в восставших. В связи с этим были расстреляны 18 солдат под Магдебургом и 23 в Берлине. «Среди расстрелянных были сержант Николай Тюляков, ефрейтор Александр Щербина и рядовой Василий Дятьковский. Имена других неизвестны.
Но ещё до этого случая, утверждается в том же сборнике, в 1947 году произошло восстание на крейсере «Калинин» Тихоокеанского флота. Корабль пытался уйти в Японию. Восстание было подавлено. Несколько матросов и офицеров было расстреляно.
В 1955 году во Владивостоке вспыхнуло и было жестоко подавлено восстание на крейсере «Дмитрий Донской». Сведения об этих выступлениях весьма скудны. Степень секретности была столь высока, что и документов сохранилось мало. Даже установление фамилий личного состава этих кораблей представляет трудность.
Но зато о событиях 1975 года известно достаточно много. Руководителем выступления против брежневского режима был Валерий Михайлович Саблин. При поддержке экипажа он поднял восстание на новейшем противолодочном корабле «Сторожевой» и бросил вызов всей репрессивной партийно-государственной машине СССР. Капитан 3 ранга Валерий Саблин, заместитель командира по политической части, выпускник Военно-политической академии имени Ленина, протестуя против брежневского режима, арестовал командира корабля, самовольно снялся с рейда в Риге и повёл корабль в Ленинград, чтобы выступить по телевидению и призвать советский народ к бессрочной забастовке. Значительная часть экипажа поддержала мятежного замполита. «Верховный главнокомандующий Л. И. Брежнев, выслушав доклад министра обороны, принимает решение поднять в воздух авиацию. Самолёты наносят бомбовые удары по курсу корабля. Он стопорит машины, мятежников арестовывают…
Ну а теперь разбор знаменитой справки для Горби.
Прошу настоятельно учесть что кроме военных бунтов в ней не учтены:
бунты в лагерях и колониях, забастовки, события с численностью менее 500 человек, футбольные войны..
И даже массовые драки отражены далеко не все.
Или вот Строительные или Оргнаборные волнения:
В документах Государственного архива Российской Федерации первые упоминания о массовых драках между группами заезжих рабочих относятся к 1953 - 1954 годам. В сентябре 1953 в поселке Липки Дедиловского района Тульской области вспыхнула массовая драка между молодыми рабочими строительного управления "Тулшахтострой" и рабочими "Тулшахтостроймонтаж", закончившаяся не только обычным погромом, избиениями, но и стрельбой.
Буквально с самого начала кампании по вербовке молодежи на освоение целины в ЦК КПСС стала поступать информация о конфликтах новоселов и их стычках с местным населением. Весной 1954 года в совхозе "Казцик" Шостандинского района Акмолинской области произошла стычка между прибывшими комсомольцами и местными рабочими, закончившаяся поножовщиной и смертью одного человека.
Уборочная страда 1954 - опять пьяный дебош, массовая драка с поножовщиной, в результате милиционерам на станции Купино Омской железной дороги пришлось применять оружие.
В середине 1955 года серьезные беспорядки в совхозе "Пятигорский" Акмолинской области Казахской ССР, в июле 1956 - беспорядки среди армянских рабочих, ехавших на уборку в Кустанайскую область, из-за отсутствия продуктов на станции Оренбург, в ноябре - декабре 1957 - погромы на станциях, организованные учащимися техникумов, возвращавшимися с уборки хлопка в совхозах Узбекской и Казахской ССР.
Уборочная страда 1958 года - и снова драка с участием около четырехсот человек в городе Тайга Кемеровской области, погромы и массовые драки в Комсомольском районе Сталинградской области, убийства и поджог барака в Кытмановском зерносовхозе Алтайского края, пьяная драка между прибывшими на уборку шоферами и местным населением в селе Астраханка Новочеркасского района Акмолинской области. И повсеместно причинами служили - полное равнодушие к молодежи и сезонным рабочим, к их даже самым скромным нуждам и требованиям. Люди, по приказу которых десятки тысяч бросили свои дома и занятия и направились в полную неизвестность, не смогли не только мало-мальски организовать их жизнь, но даже обеспечить работой.
Кульминацией "новостроечных" беспорядков явились события в Темир-Тау в 1959 году. Туда на строительство Карагандинского металлургического завода из разных республик СССР прибыли тысячи молодых ребят в возрасте 17-20 лет. Но и здесь не было ни достаточного числа палаток, ни элементарных удобств, не было не только белья, рабочей одежды, но и питьевой воды, отвратительно работала столовая, негде было помыться и постирать. И вдобавок опять-таки не был подготовлен фронт работ для такого количества рабочих рук, рабочие вынужденно бездельничали, а зарплата в результате оказывалась значительно ниже прожиточного минимума.
Волнения военных , по сути, являлись формой реализации того же "целинно-новостроечного синдрома". В 1953 году по документам ГА РФ зафиксировано 11 случаев волнений военнослужащих, в 1954 - 2, 1955 - 13, 1956 - 2, 1957 - 3, 1958 - 3. Традиционно - 64 процента всех случаев приходились на гарнизонные, призывные и железнодорожные конфликты. Остальные случаи - волнения военных строителей.
И конечно, причины повышенной конфликтности военных были те же, что и у новостроечных рабочих, - прежде всего, нечеловеческий, совершенно неустроенный быт, очень низкая профессиональная подготовка руководящего состава и их самодурство, полное отсутствие заботы о людях. Постепенно нарастающее раздражение переходило в озлобленность и агрессивность, которая обрушивалась на местное население с завидной регулярностью. В городе Чарджоу, например, пьяный конфликт солдат танкового полка с учащимися фельдшерского училища привел к побоищу, в котором пострадали 17 человек. По такому же сценарию с погромами и увечьями солдат и местного населения проходили волнения в Горьком в сентябре 1953 года; в селе Уречье Слуцкого района Бобруйской области в октябре того же года, в Перми - в августе и в Кяхтинском районе Бурят-Монгольской ССР - в декабре 1958 года.
Столь же бессмысленными, но гораздо более ожесточенными были "железнодорожные" волнения военнослужащих. Во всех четырех известных нам и привлекших внимание московских властей железнодорожных конфликтах все того же 1953 пролилась кровь и применялось оружие.
30 апреля 1953 года 184 солдата Ленинградского района ПВО были отправлены из Ленинграда на станцию Алакурти Кировской железной дороги. Пьянство и драки начались еще на Московском вокзале, а на станции Волховстрой милиция арестовала нескольких особенно агрессивных военнослужащих. В ответ пьяные солдаты напали на работников милиции. Милиция открыла огонь по толпе. В результате два солдата были убиты, четверо ранены.
Такой же сюжет - погром на станции, избиение случайных граждан и работников железной дороги, сопротивление властям произошли на станции Элесенвара Октябрьской железной дороги (1953 год); на станции Хабаровск (16 сентября 1953 года); на станции Баржава Закарпатской железной дороги. Еще четыре подобных эпизода произошли в 1954 - 1959 годах.
Строительные батальоны, равно как и отряды мобилизованных через военкоматы лиц призывного возраста (так называемый оргнабор), по своей сути были коллективами без внутренних социальных связей. Но главное - очень быстро они становились группами с неформальной полукриминальной самоорганизацией. Таким был строительный батальон в городе Усолье-Сибирском, где больше половины из 650 солдат составляли военнослужащие, имевшие дисциплинарные взыскания. Типичным сюжетом таких группировок было выступление солдат в городе Кстове Горьковской области. В пьяной драке с местными жителями, продолжавшейся четыре часа, приняли участие около 200 солдат и 150 рабочих. В итоге со стороны рабочих - 30 человек пострадавших и разгромленные общежития - женское и мужское.
Стройбатовские волнения в январе 1955 года в городе Молотовске Архангельской области закончились стрельбой вооруженных солдат по безоружной толпе рабочих. В Барнауле в августе 1954 года противостояние местных рабочих стройбатовцам привело к тому, что рабочие, сметя кордоны милиции, прорвались к казармам и начали погром. А солдаты, прорвавшись в город, устроили погромы жилых домов. В результате из пострадавших 22-х солдат пятеро умерли. Эти эпизоды не выходили за рамки пьяных беспорядков и погромов с участием двух постоянно конфликтующих сторон, доведенных условиями жизни до крайней степени озлобленности.
Конфликт в июле 1953 года в городе Рустави Грузинской ССР. Группа пьяных солдат из двух строительных батальонов дебоширила в поселке. И когда пронесся слух, что кого-то забрали в милицию, солдаты бросились на штурм оперативного пункта и избили двух милиционеров. В ответ прогремели выстрелы, один человек был ранен, а прибывшие для восстановления порядка милиционеры были избиты и обстреляны. Беспорядки смогли подавить только утром следующего дня.
Волна выступлений среди мобилизованных по оргнабору особенно сильно прокатилась в мае 1955 года. Дважды вспыхивали бесчинства мобилизованных в Московской области и одно в Экибастузе. В Климовске местные хулиганы затеяли пьяную драку с рабочими-азербайджанцами. Милиция пыталась защитить строительных рабочих и разогнать толпу. Однако, подогретые националистическими выкриками "бей чучмеков", к толпе хулиганов начали присоединяться городские обыватели. В течение нескольких часов охваченная манией убийства толпа неоднократно врывалась в общежитие строителей, разыскивала не успевших укрыться, избивала лопатами, молотками, табуретками, камнями. Шесть рабочих были выброшены на улицу со второго этажа и там забиты до смерти. Лишь к ночи дополнительные воинские наряды справились с толпой...
Только один конфликт - Кемеровская стачка, представлял собой социально осмысленный протест против несправедливого решения власти. Решение это заключалось в том, что Совет Министров СССР принял секретное постановление о продлении на полгода срока работы строителям, демобилизованным в свое время из строительных батальонов и переданных на строительство двух заводов и Новокемеровского химического комбината. Это постановление противоречило обещаниям правительства, и в течение двух дней, с 10 по 12 сентября 1955 года, рабочие вели переговоры с управляющим трестом Степаненко и другими представителями администрации о сроках своей демобилизации. На третий день толпы рабочих, получив от начальника Сибстроя, разъяснение, что срок им продлен на полгода, силой принудили Степаненко написать приказ об их демобилизации.
"Были ли народные бунты в СССР?".
Зенькович Н.А. Тайны уходящего века. М.: Олма-пресс, 1998.
Придя к власти в 1917 году и укрепившись в ней, большевики создали принципиально новую историю дореволюционной России. Все старые учебники были изъяты, а вместо них выпущены новые.
Теперь историю определяли совсем иные события и даты. Конечно же, это были выступления против царской власти — бунты, массовые беспорядки, вооруженные восстания,
В начале 1988 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Горбачев распорядился, чтобы ему подготовили справку о массовых беспорядках, имевших место в стране с 1957 года, и статистические сведения о числе лиц, осужденных по статьям 70 и 190-прим УК РСФСР в 1956-1987 годах.
Трудно судить, для каких целей потребовались эти данные генсеку. Может быть, претворяя в жизнь свои реформистские замыслы, он искал подтверждения недовольства народных масс существовавшим строем. А может, уже подумывал о новой периодизации советской эпохи — не по великим свершениям пятилеток, как прежде, а по выступлениям против советской власти.
Как бы то ни было, но председатель КГБ СССР "В. Чебриков, которому было передано распоряжение Горбачева, 4 марта 1988 года направил в адрес генсека требуемый документ. Он так и называется: "Справка о весовых беспорядках, имевших место в стране с 1957 года". На сопроводительной записке такая вот помета:
"Тов. Горбачеву М. С. доложено. Архив. В. Болдин.38.04.88". Болдин Валерий Иванович в ту пору был заведующим общим отделом ЦК КПСС.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки