Почему не нужно стесняться быть националистами
Буквально на днях постсоветском пространстве случилась очередная маленькая национальная революция – в Армении. Казалось бы, очередной пример того, что гражданское общество функционирует лишь в рамках национального проекта. Причем пример наглядный – не какой-то далекий XIX век Англии и Франции, а вот прямо под носом. Но стоит заговорить об этом, всегда найдется кто-то готовый заявить, будто национализм равен племенному сознанию – это нечто темное, иррациональное, инстинктивное, архаичное.
Читайте також: Націоналізм: радикалізм, звільнення чи трансформація
На самом деле все ровно наоборот – появление национальных государств в Новое время впервые освободило людей от иррационального, инстинктивного, архаичного. Как жили люди до того? Каждый относился к какой-то малой группе: семье, клану, цеху, гильдии, сословию, религиозной секте и т. д. Эти группы требовали беспрекословной лояльности. Семья решала, как вам жить, на ком жениться. Наказывала, если вы "позорили род". Цеха и гильдии решали, как можно работать, что производить, какие цены устанавливать. Так и проходила жизнь индивида от рождения до смерти – в рабстве у малых групп. Это "естественное состояние", в котором человечество провело большую часть истории. Это и есть самое иррациональное, инстинктивное, архаичное. Это закрытость и ненависть к чужакам, ксенофобия, "парохиальный альтруизм"
Вся классическая культура ("Ромео и Джульетта" и т. д.) пронизана этим конфликтом личного и группового, где групповое насилует индивида под страхом остракизма или убийства. Но все начало меняться в Новое время. Впервые в истории индивид получил возможность вырваться из семейного, сословного и цехового рабства, став частью того, что исследователь национализма Бенедикт Андерсон назвал "воображаемым сообществом" – обширного социального организма, члены которого не знакомы между собой (в отличие от малых групп, где господствуют тесные личные связи). Оставаясь членом нового национального организма, можно было самому выбирать себе малые группы – так формировалась горизонтальная и вертикальная мобильность, основа современного социального порядка.
Читайте также: Як поєднати лібералізм із націоналізмом
Сегодня жителям развитых стран кажется естественным, что они могут менять круг общения, место работы и даже выбирать себе семью, исходя из принципа, что "семья – это там, где тебя любят, а не там, где ты родился". Людям кажется, будто так было всегда. Но в действительности это завоевание последней пары-тройки веков. Это то, что подарила нам эпоха национальных революций. А миллиарды людей на планете до сих пор живут под властью малых групп. Поэтому не нужно стесняться быть националистами. Национализм – не архаика, а то, что от нее освобождает.
Найкращі публікації з блогів відтепер у твоєму месенджері! Підписуйся на UAINFO у Telegram: https://t.me/uainfo_org
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки