The Atlantic: Как норвежский пенсионер оказался в центре шпионского скандала
В конце прошлого года российские власти в Москве арестовали 62-летнего норвежского пограничника на пенсии по имени Фроде Берг и обвинили его в шпионаже. По словам российских чиновников, с 2015 года Берг пересылал конверты с деньгами неизвестному получателю; в обмен, по их утверждениям, норвежская разведка получала информацию о российских атомных подводных лодках на крайнем севере. В момент ареста у Берга в руках был конверт с 3000 евро наличными.
В конце апреля Берг признался, что работал в норвежской военной разведке, но только лишь как непосвященный в суть происходящего курьер. На протяжении многих лет он отправлял деньги и инструкции во время своих поездок в Россию, но механизмы и охват операции до сих пор неизвестны. Адвокат Берга, Брюньюлф Риснес, сказал, что это дело «кажется настоящей шпионской историей», но его клиент был наемным лицом, не понимающим полного масштаба операции, в которую был вовлечен, и что он только отправлял конверты.
Представитель министерства иностранных дел Норвегии заявил, что «будет продолжать оказывать помощь» и защищать интересы Берга, но комментировать его предполагаемые связи с военной разведкой не будет. Министерство обороны Норвегии, контролирующее разведывательные службы, отказалось комментировать эту историю. Бергу еще не предъявлено обвинение, но в случае осуждения за шпионаж ему грозит до 20 лет лишения свободы; российских агентов в норвежских тюрьмах нет, поэтому вряд ли возможен обмен заключенными. «Сейчас очень мало рычагов, чтобы выйти на сделку любого рода», – сказал Риснес. «В настоящий момент политический климат очень плохой».
Читайте также: "Крымнашефобия" крупнейших российских банков
Арест Берга всколыхнул большую часть Норвегии. Норвежцам крайне интересно, как пенсионер из северного пограничного города оказался замешанными в первом со времен Второй мировой войны эпизоде с предполагаемым шпионажем против России. Между тем его дело обострило тревогу о состоянии исторически мирной границы между Норвегией и Россией.
Берг был жителем Киркенеса, города с населением 3500 человек, недалеко от 121-мильной границы между Норвегией и Россией. Этот северный город стремился установить тесные отношения со своими российскими соседями – даже в последние годы, когда усилилась напряженность между Москвой и Западом. Сам Берг был волонтером в пункте бесплатного питания по ту сторону границы и помогал организовывать фестивали и спортивные мероприятия, в которых могли принимать участие как норвежцы так и русские. По словам Риснеса, эти связи с Россией отчасти могли привлечь внимание норвежской разведки к его клиенту.
Этот случай обновил внимание к деятельности Осло на севере. В репортаже норвежской национальной вещательной телекомпании NRK сообщалось, что Берг не был единственным на севере резидентом, к которому в последние годы обращались норвежская разведка: несколько местных жителей, которые регулярно пересекают границу, рассказали, что их просили выступить в качестве курьеров для передачи информации или денег в Россию или из России. По сообщениям NRK, усилия по вербовке с недавних пор возросли.
Все это ставит Норвегию, которая гордится своим званием мирной нации, в неудобное положение. Осло является глазами и ушами Запада на северной границе России, проводя физическое и электронное наблюдение для НАТО и США. Но в то время как Норвегия и ее союзники стали все более подозрительно относиться к Кремлю, Осло пытается не допустить охлаждения атмосферы, установившейся между приграничными областями после распада Советского Союза. «Мы уделяем этому много внимания, даже когда в глобальном смысле отношения между Россией и Западом напряжены», – сказала министр иностранных дел Норвегии Ине Эриксен Сёрейде. Страны имеют долгую историю сотрудничества, особенно в арктическом регионе, взаимодействуя по таким вопросам, как поиск и спасение людей, рыболовля и добыча нефти. Сотрудничают и пограничные ведомства. «Это часть общей стратегии по поддержанию сбалансированности отношений с Россией и стабильности нашего региона», – сказала Сёрейде.
Читайте также: Radio Free Europe: Британский парламент опубликовал доклад о влиянии "грязных" российских денег
Норвегия начала эксперимент по налаживанию более тесных приграничных связей с Россией, надеясь, что после 1991 года западные страны вместе с соседом смогут построить мирное и процветающее будущее. На протяжении многих лет эти усилия приносили свои плоды – отчасти благодаря активности таких людей, как Берг. Российские фирмы открыли в Киркенесе офисы, поскольку трансграничные мероприятия и фестивали стали проводиться все чаще. Покупатели с российской стороны стекались в местные магазины благодаря безвизовому соглашению, введенному для местных жителей в 2012 году. «При таком уровне сотрудничества на местах, люди, похоже, лучше всего узнают друг друга, – сказал Ларс Роу, эксперт по России в Институте Фритьофа Нансена. «Это рассматривается как способ установления мира».
Но теперь над всем этим нависла угроза. Россия пугала своего соседа в последние годы, начиная военные учения практически без предупреждения, совершив симулированный бомбовый налет на радиолокационный пост в Северо-Восточной Норвегии и вызвав опасения о способности ее подводных лодок подвергать опасности подводные цифровые кабели. По словам сотрудников разведки в Осло, российские шпионские операции в Норвегии также активизировались. Растущее военное присутствие России в Арктике также стало причиной беспокойства для Норвегии. Кремль построил ряд баз вдоль своей северной границы и снова открыл более старые советские военные объекты в Арктике.
«Мы не рассматриваем Россию как военную угрозу для Норвегии, но некоторые ее действия вызывают у нас реальную озабоченность», – сказал министр обороны Норвегии Фрэнк Бакке Йенсен. По его утверждениям, укрепление позиций России направлено не только против Осло, но и против НАТО в целом, что делает Норвегию как самого северного члена блока мишенью на линии фронта.
Читайте также: The New York Times: На фоне дипломатической напряженности российскому миллиардеру Абрамовичу задержали выдачу визы
Повседневная жизнь в Киркенесе во многих отношениях осталась неизменной, несмотря на тень, отброшенную делом Берга. Россияне пересекают границу с Норвегией, чтобы закупить санкционные европейские продукты, такие как норвежский лосось, французский сыр и финские молочные продукты, в то время как норвежцы едут в Россию, чтобы заправить машины более дешевым бензином. Однако следы, оставленные арестом Берга и растущей геополитической напряженностью, теперь видны все сильнее.
«Люди боятся, а напуганные люди по обе стороны границы будут более осмотрительными в отношении путешествий и налаживания контактов», – считает Томас Нильсен, главный редактор киркенесской газеты Independent Barents Observer. Нильсен участвовал в развитии пограничных связей, в основном организуя взаимодействие с российскими журналистами. Но в марте 2017 года ему был запрещен въезд в Россию. По его мнению, это месть за статьи, в которых он критиковал военные маневры Москвы на севере.
«Может быть, это и не новая холодная война, – говорит он. – Но растущее недоверие и показательные военные маневры кажутся похожими».
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на The Atlantic
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки