Почему сажать контрабандистов бесполезно
Единой методики, которая однозначно могла бы сказать об истинных масштабах контрабанды в Украину, нет.
Бизнес-ассоциации могут давать усредненные оценки по своему рынку и на них логично опираться. Общий объем нелегального импорта оценивается примерно $10 млрд. Простой пример: по схеме «пиджаки» («серый» импорт с использованием жителей приграничных сел, когда фуры с импортным товаром разгружаются вблизи границы, товар распределяется между физлицами и перевозится через границу якобы для собственных нужд без уплаты налогов – ред.) только из Польши в 2016 году было перемещено товаров на $1,25 млрд. Мы увидели разрыв в украино-польском обороте на миллиард, и польских Минфин нам подтвердил, что бланков Tax Free было выдано как раз на эту сумму. И это только одна схема и одна страна.
Цифра в $4 млрд, которую озвучил министр МВД Арсен Аваков – это тот объем средств, который они хотят положить дополнительно в бюджет в реализации программы Кабмина Украина без контрабанды.
Читайте также: О контрабанде и как с ней бороться
Польза этой инициативы безусловна. Отлично, что Кабмин первый признал, что порядка на таможне нет, и привлек внимание к проблеме. Все самые масштабные схемы не меняются десятилетиями. Прерванный транзит, черная контрабанда – все это родом из 90-х гг. Китайские товары, которые перемещаются в контейнерах, о содержимом которых могут не знать импортер, экспедитор, таможенник и иногда даже китайский экспортер тоже появились не вчера и не позавчера.
Сейчас много говорится о том, что нужен комплексный подход – уголовная ответственность за контрабанду, всех пересажают и заживем. Я скептик в этом смысле. В Украине до 2012 года уже была уголовная ответственность за контрабанду и давайте посмотрим на эффект. По тем 300 делам, которые были направлены в суд, с обвинительным выводом и поддержкой Гепрокуратуры, реальные сроки получило целых 3 человека. Как вы думаете, сколько из них было организаторов схем, коррумпированных таможенников и коррумпированных силовиков?
Группировки, которые системно в течении многих лет реализуют контрабандные схемы – их же все знают. Бизнес, импортеры, таможенники, эксперты, даже обыватели, которые живут в приграничном регионе. И их не могут не знать силовики. Генпрокурор заявил, что бороться с контрабандой, не вернув уголовную ответственность за нее – это ставить коней позади воза.
Но сейчас эти кони стоят сбоку от телеги, так как организаторы контрабандных схем известны, и в том числе прокуратуре. И составов преступления и статей в УК достаточно, чтобы хоть по одной из них эти люди были привлечены к ответственности. Контрабанда не может попасть в страну без прикрытия. Времена бриллиантов в гипсе прошли. И за создание организованной группировки можно и нужно привлекать уже сейчас, при наличии действующего законодательства.
Также в вопросе криминализации контрабанды надо учитывать возможность доказуемости. Чтобы переместить товар, надо задействовать очень много людей и зачастую доказать умысел – что именно этот человек в начале цепочки хотел организовать контрабанду, невозможно.
Читайте также: Нам почти прямо сказали, что в течении чуть более 4-х лет эти 100 млрд заведомо уводились в тень и оседали в чьём-то большом кармане
Поэтому сядут не те, о ком мы думаем. Сядут обычные водители.
Я за то, чтобы наказывать рублем. Конфисковать корабли, машины, грузы и так далее. В нашей действительности дело до суда дойдет не скоро, да и судебная реформа слишком свежа, чтобы ожидать многого.
К слову, сейчас наказание довольно суровое – конфискация, штраф в размере 100% стоимости товара и иногда конфискация транспортного средства. Другое дело, что суд принимает сторону государства и конфискует имущество по делам, где средний чек условно $3 тыс. А там, где санкций на $30 тыс. суд чаще решает, что нарушитель не нарушал. Вот что нужно исправить. Плюс можно ввести альтернативную санкцию – штраф и возможность растаможиться, заплатив все необходимые платежи.
Таможня, скажем прямо, слаба сама по себе. Начальники в регионах очень слабо связаны с центром и в свою очередь мало влияют на отдельные пропускные пункты. Поэтому ведомство очень зависимо от силовых структур.
Институциональную способность таможни нужно срочно повышать. Сейчас таможенник либо бесправен, либо беззащитен, либо коррумпирован, а иногда и все вместе.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки