Закрытая зона: Донбасс уже никогда не станет прежним
Из оккупированного Донбасса нам постоянно пишут о том, что закрыли очередное предприятие или шахту, порезали на металл оборудование или рельсы. В общем, оккупант ведет себя так, как и должен вести – грабит все, что только сможет. Но вслед за этими описаниями возникает вопрос о том, как долго все это придется восстанавливать. На наш взгляд, многие бывшие или нынешние жители оккупированной территории Донбасса, кстати – Крыма тоже, не вполне понимают, какие необратимые последствия для их регионов уже наступили и к чему все это приведет. Думаю, на эту тему следует порассуждать хотя бы для того, чтобы реально оценивать свои собственные перспективы и перспективы указанных регионов.
Что, по-хорошему, давно надо было сделать на Донбассе, это – ликвидировать все нерентабельные предприятия, производства, шахты и прочее. Насколько это тяжелый вопрос, желающие могут понять, ознакомившись с историей противостояния Маргарет Тэтчер и британских шахтеров. Те тоже уцепились в свои убыточные дырки и пытались качать права. Но у Мэгги хватило характера поступить правильно и просто поставить крест на том, что постоянно выедало бюджет. Протест был подавлен, шахты закрыты и слава богу, что все обошлось без масштабного кровопролития. Но в Британии эта эпопея прошла четко по принятым нормам и правилам, а потому – закончилась победой здравого смысла, почти без сопутствующего ущерба.
По этому примеру надо было закрывать большую часть шахт, не способных работать рентабельно, а за счет их продукции какое-то время поддерживать жизнедеятельность энергетики, а потом с металлургией надо было решать радикально. Если производство не находится в режиме глубокой модернизации, оно безусловно должно быть закрытым. Это значит, что регион должен был резко менять свой профиль и при этом оказывается, что такое количество население, которое исторически там сложилось, абсолютно не оправдано. Ему там банально нечего делать. А раз так – возникла бы потребность запуска грандиозной программы переселения. Причем, надо было готовить для приема отселенных из Донбасса лиц хотя бы минимальные условия их пребывания на новых местах.
Читайте также: Донбасс превратился в отстойник мрази со всего постсоветского пространства. ВИДЕО
Понятно, что на новых местах встали бы вопросы развития инфраструктуры и все того же создания новых рабочих мест, но уже в конкурентоспособных отраслях экономики. Но война расставила все по местам. Огромное количество народу с оккупированных территорий выехало на новые места жительства. Причем, очень многие самостоятельно нашли себе применение. Кто-то открыл свой бизнес, кто-то пошел работать как наемный рабочий. Но все произошло с личной инициативой и личной мотивацией. То есть, давно назревший вопрос начал находить свое решение не сверху, а снизу. Это – наиболее надежный вариант решения проблемы. Теперь многие бывшие жители Донбасса пишут о том, что даже после деоккупации, они не вернутся назад, ибо там нет никаких перспектив. Кстати – правильно и сделают.
И теперь посмотрим на то, как все это может выглядеть. Формально, Украине как государству, ее физическим и юридическим лицам нанесен огромный материальный ущерб. Это – отдельная и большая тема, которую мы выносим на обсуждение коллег – юристов и предлагаем всем специалистам в области права подумать о том, как можно и нужно организовать борьбу за возмещение ущерба, нанесенного оккупантами. Но уже сейчас понятно, что получить возврат к довоенному состоянию уже просто невозможно. Да, будут аннулированы все сделки с недвижимостью и прочим. Буряты и прочие "братья", которые понаехала на Донбасс и в Крым, получат под зад коленом просто в первые дни освобождения и полетят в свои Сызрани и Улан-Удэ. С этим вопросов не будет, ибо вся законодательная база для этого есть, но возникнет другой вопрос. Нужно ли в освобожденной части Донбасса такое количество населения, которое было до войны? Этот вопрос имеет свой логичный ответ – нет, не нужно. Ему там просто нечего делать в таком количестве. Никто не станет восстанавливать убитые шахты только для того, чтобы снова оттуда выкапывать сверх дорогой уголь, эра которого стремительно идет к закату. Финансировать восстановление металлургии тоже никто не станет потому, что восстанавливать старое убожество – преступление, а строить что-то новое могут люди, которые знают, что и как делать, но не "ахметовы" — точно.
Читайте также: Уже зарегистрировались 1,5 млн беженцев из АРК и Донбасса
И тогда следует понимать, что реставрировать старье может лишь идиот или самоубийца, а строительство нового, даже если кто-то этим заинтересуется, приведет к резкому сокращению рабочих мест, ибо на новых предприятиях этих мест просто не может быть. Что-то, конечно, будет строиться и в это будут вкладывать средства международные фонды по восстановлению Донбасса, но в антиквариат никто не вольет ни цента, это надо понимать со всей определенностью.
То есть, довоенная численность населения Донбасса уже никогда не восстановится, и те, кто думает, что после освобождения вернется прежняя жизнь – жестоко ошибаются. Не вернется. Тем более, что пока не разрушится соседняя империя, строить что-то новое на расстоянии менее 100 км от границы – никто не станет хотя бы потому, что такую стройку никто не застрахует. Дело не только в большом и реальном риске очередных агрессивных действий, а в невозможности просчитать поведение соседней страны даже на неделю вперед, а не то, что на период окупаемости стройки. Скорее всего, будет создана крайне милитаризованная зона или пояс, который будет иметь какой-то режимный статус и чем ближе к границы РФ, тем более закрытой будет эта зона.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки