Игра в имитацию. Почему появились Prozorro
Читаю торжественный пост Максима Нефедова об успехе площадки Prozorro.Продажи – и диву даюсь. Насколько сильно мифология грантоедского движения проникла в мозги сограждан. Из всего, что известно мне, ситуация обстоит совершенно иначе.
Сначала о площадке. Она действительно хороша тем, что сделала продажи удобными. Теперь не нужно возить пальцем по печатным бюллетеням. Не нужно и лазить по совершенно разным сайтам торговых площадок, которые всегда крутились вокруг Фонда гарантирования вкладов и Фонда госимущества. Теперь все в электронном виде. Стандарт данных – один. Зато площадку выбирай тоже какую хочешь.
Благодаря Prozorro.Продажи, Фонд гарантирования вкладов наконец смог развернуть масштабную продажу активов ста банков-банкротов. А эти активы – настоящий темный лес, от залитых водою подвалов до кредитов на миллиарды. И все это можно купить через единую торговую систему. Супер.
Похлопали – и хватит. Теперь о причинах появления Prozorro.Продажи. По моему глубочайшему убеждению, площадка возникла как ответ на попытку создать искусственную монополию. Дело было так. Когда-то давно вокруг Фонда гарантирования крутились десятки посредников – электронных площадок и бирж. Все они сражались за доступ к продаже активов. Там наверняка была своя коррупция, и поговаривали о немалом влиянии Андрея Кияка, тогда занимавшегося реализацией активов.
Но потом на горизонте возник СЕТАМ, близкий к "наркофронтовцам" Павлу Петренко и Арсению Яценюку. Они почти сумели подмять продажи под себя, но немного не успели. На горизонте возникла глава НБУ Валерия Гонтарева, которая решила протолкнуть на продажи две украинские "дочки" известных американских контор, торгующих долгами, – DebtX и First Financial Network (FFN). Гонтарева поставила руководить продажами Фонда гарантирования свою Юлию Берещенко, и та принялась разрабатывать базу для работы с DebtX и First Financial Network (FFN). Вся история подробно описана здесь hubs
Пикантность была в том, что американцы требовали для себя огромные комиссионные с каждой сделки. Просто гигантские. Они реально хотели заработать – и совершенно понятно, почему Гонтарева так сражалась за них. Кроме того, это были американцы лишь отчасти – со всех сторон торчали уши, например, замглавы Администрации президента Алексея Филатова. Он курирует судебную систему и является автором современной судебной реформы, которая привела к тотальному подчинению судов Администрации президента.
И вот, в какой-то момент возникла инициативная группа. Прежде всего, это площадки, которых хотели лишить заработка. Кроме того, это сотрудники самого Фонда гарантирования, которые не хотели работать на дядю Сэма, который уже показал себя к тому времени с не совсем приятной стороны. Не скажу, какой. В итоге, как я подозреваю, вместо чужой искусственной монополии (СЕТАМ или DebtX с FFN) появилась своя – Prozorro.Продажи.
Читайте также: "Лошара" чи "фунт"? Чотири види корупціонерів в Україні
От Prozorro в ней было только слово. Это совершенно другая площадка, никак не связанная с Prozorro, через которую проводятся госзакупки. Представьте себе, что Аллу Пугачеву и Светлану Лободу назвали дуэт Сестры Prozorro. Притом, что они, конечно, не сестры, и вообще вместе не поют. Но бренд Prozorro сыграл свою роль. Как я понимаю, при помощи "своих" американцев с рынка выбили "чужих" американцев. Вот и все.
Ну а дальше очень неплохо рассказал один из создателей системы:
Илья Михайлов
Prozorro.Продажи оказалась лучше хотя бы тем, что для многочисленных площадок установили единые правила работы. Им "сверху" обещали одинаковые доходы, причем, немалые. Да, это меньше, чем пробивали себе "американцы" – но все равно дочерта. И этого оказалось достаточно, чтобы площадки перестали суетиться. Сегодня вы о них не услышите. Существует надводная часть айсберга под названием Prozorro.Продажи – а о том, что под водой, нечего спрашивать. Не вашего ума дело.
Конечно, это совершенно другая площадка. Здесь продаются плохие активы. Почти весь выторг дает Фонд гарантирования вкладов. Он торгует на понижение – до тех пор, пока кто-то не согласится купить за более низкую цену. Этим активно пользуются спекулянты, скупая чужие или свои кредиты подешевке. И все же, активность – низкая. Всего 1% успешных торгов в целом по системе. В Украине мертвый рынок, и не спроста. Масса своих нюансов, которые еще нужно дорабатывать.
Читайте также: До кінця 2018 року гривня подешевшає як мінімум до 30 грн за долар – експерт
И вот после всего этого читаю традиционно пафосный пост Макса Нефедова. Оно и понятно, откуда пафос – он курирует госзакупки и соглашения с зарубежными донорами. А значит, успех его проектов означает его дальнейшие заработки, и квартиры, и украденные Infiniti. Пока никто не успел раскритиковать, нужно вешать все ордена на грудь себе. А заодно и придумывать легенду о том, что реформа уже состоялась и уже крайне успешна.
В этом смысле, система Prozorro.Продажи – это лишь первый, хоть и уверенный, шаг. Но необходимо делать следующий.
Это в меньшей степени касается Prozorro.Продаж – но в куда большей степени той самой Prozorro, через которую ведутся госзакупки.
Вот где интересно. Вот к кому есть вопросов.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки