Как украинскому языку помогла коррупция
«Никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может», — писал в распоряжении цензорам министр внутренних дел Российской империи Петр Валуев. В 1863 году он запретил издание учебных, научных и религиозных книг на украинском языке.
За первые семь лет действия Валуевского циркуляра в империи напечатали всего 23 украинские книги. Как получилось, что за следующие два года издали 71?
Читайте также: Запрет книг с РФ "запустил" бум переводов на украинский
Украинскому языку помогли халатность и коррупция.
И. А. Пузыревский получил должность киевского цензора, не имея опыта такой работы. Предшественник был не лучше и передал дела в ужасном состоянии. Положение осложняли кадровый голод, необходимость работать за двоих и отсутствие четких инструкций.
Однако новичок быстро освоил мастерство брать взятки. С редакции одной только газеты «Кіевскій телеграфъ» Пузыревский ежемесячно снимал по 50 рублей (что примерно равно жалованию чиновника губернаторской канцелярии), а за пропуск текстов в печать платили все ведущие газеты и книгоиздатели.
Читайте также: Во Львове запретили весь русскоязычный культурный продукт
В конце 1875 года чиновник был наконец пойман на взятке и с позором отправлен в отставку. На пенсии он говорил, что «непорядочно быть цензором», что «не выносил своего звания» и «ни разу ничего не зачеркнул». По словам Пузыревского, вызванная болезнью нужда заставляла его иногда одалживать деньги у Шульгина (главный редактор газеты «Кіевлянинъ») и других людей, но он старался возвращать занятое.
Источник: Патрушева Н. Г. «Цензурное ведомство в государственной системе Российской империи во второй половине XIX — начале XX века».
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки