Bloomberg: Как украинские порты становятся частью мировой экономики
Поблескивающие металлическим блеском силосные башни, возвышающиеся контейнерные краны и неуклюжие грузовые суда, пришвартованные к набережной крупнейшего в Европе транспортировочного узла для кукурузы и подсолнечника, должны были бы стать символом мощи сельскохозяйственных экспортных возможностей.
Но вместо этого они служат предупреждением о том, что Украина, бывшая советская республика, может утратить еще одну возможность подключиться к мировой экономике и предоставить безопасную гавань крупнейшим в мире инвесторам.
Не только привлекающий все меньше мирового внимания четырехлетний конфликт Украины с Россией, является проблемой на Черном море. Речь идет также о том, привержены ли власти идее модернизации страны, расположенной между Россией и Европейским Союзом. Риск состоит в том, что в стране возобновляются кумовство и коррупция, которые остаются главной проблемой Украины даже после двух посткоммунистических восстаний.
Читайте также: Эпоха открытий: почему Украине нужно ускориться, осваивая рынок данных
Правительство приближается к завершению плана приватизации морской системы обработки грузов, которая теперь обрабатывает 66% всех экспортируемых товаров. В то время как земля, на которой размещены 13 портов, остается государственной, правительство пытается передать задачу обработки последних 25% грузов профессиональным стивидорам.
Режим эксплуатации портов "хуже, чем на старой советской свиноферме", – сказал Алексей Вадатурский, владелец Nibulon Ltd., ведущей украинской сельскохозяйственной компании, которая обрабатывает самостоятельно выращенное зерно для экспорта через портовый город Николаев.
Никто не сомневается в том, что нынешняя система, представляющая собой лабиринт из договоров аренды и других механизмов, разработанных со времени обретения независимости Украины в 1991 году, нуждается в рационализации.
Цель состоит в том, чтобы в течение следующих двух десятилетий привлечь в порты масштабные инвестиции. Новый закон о морских портах прошел процедуру первого чтения в парламенте, и министр инфраструктуры Украины заявил в среду, что надеется, что второе чтение состоится в октябре. Президент Петр Порошенко призвал законодателей доработать закон до президентских выборов 2019 года.
Но в то время как правительство декларирует желание привлечь международных инвесторов, множество проблем тянет страну вниз.
Украина заняла 130-е место в последнем рейтинге индекса восприятия коррупции Transparency International, это худший показатель в Европе после России, наравне с Мьянмой и Сьерра-Леоне. Также существует географическая проблема: захват Россией полуострова Крым затруднил грузопоток в украинский порт Мариуполь и из него, поскольку тот расположен в 110 километрах к югу от оккупированного Донецка.
"Тому, кто хочет инвестировать в эти порты, придется крайне серьезно все взвесить, потому что сегодня это сопряжено с большим риском", – сказала Аманда Пол, старший политический аналитик Европейского политического центра.
В прошлом году 13 портов в Украине обработали 133 миллиона тонн грузов, показатели с 2014 года снизились из-за сокращения бизнеса с Россией. Это меньше трети груза, обрабатываемого Роттердамом, самым загруженным портом Европы.
По планам к 2023 год Управление по морским портам Украины инвестирует не менее 15 млрд. гривен (528 млн. долл. США) в укрепление причалов, дноуглубительные работы и укрепление транспортных связей, сказал Райвис Векяганс, глава ведомства.
Первые в списке портов, предназначенных для продажи, Ольвия и Херсон, а также Южный и Черноморский. По словам чиновника, государство будет искать обязательства на общую сумму 200 миллионов долларов.
В среду потенциальные инвесторы собрались в Киеве для обсуждения первых концессионных проектов. На своем веб-сайте Министерство инфраструктуры сообщило, что среди присутствующих были представители System Capital Management, холдинговой компании, принадлежащей миллиардеру Ринату Ахметову, а таже компании Nibulon, Mitsubishi Corp., China Harbor Engineering Company Ltd. и ряд компаний из Турции, Катара и Кореи.
"Предположим, что я инвестирую в портовый бизнес, и думаю о расширении, – сказал Михаил Грачак, экономист киевского Dragon Capital, который в 2015 году проводил исследование для портовых инвесторов, – У меня нет возможности инвестировать в европейские порты, а здесь, в Украине, у меня есть шанс как у инвестора".
'Дикий Запад'
Между тем, некоторые грузовые компании обеспокоены тем, что закон может заставить их отказаться от операций с новыми, более крупными участниками торгов или подписать новые соглашения на неблагоприятных условиях. Несколько компаний, которые отказались от работы с государством полностью, такие как Nibulon, опасаются, что на них может быть оказано давление с целью заставить их принять участие в реструктуризации.
В последний день в Южном, крупнейшем порту сухих грузов Украины, контейнеры размером с грузовики вывозились на суда TIS Group, украинским обработчиком. Генеральный директор Андрей Ставницер, отец которого основал фирму после распада Советского Союза, с оптимизмом смотрит на процесс концессии.
Читайте также: Большая приватизация провалилась именно тогда, когда у нас уже нет времени на ошибки – эксперт
"Подумайте об этом, как о Диком Западе, – сказал Ставницер, – Со временем здесь сформируется более цивилизованная среда. Это произойдет в любом случае. Правительства не бывают эффективными на сто процентов".
Действительно, некоторые из самых богатых людей Украины стремятся получить выгоду от возможной сделки. SKM Ахметова "готов помочь государству модернизировать и развивать" портовую систему после принятия закона в конце этого года. "Пока государство предлагает прозрачные и адекватные условия", – говорится в ответе на вопросы агентства Bloomberg.
Приезжайте в Киев
Нечеткость границы между частным и государственным имуществом отражает занимающий десятилетия процесс изменения отношения правительства к правам собственности.
Группа Nibulon потратила 2 миллиарда долларов на покупку участка с гаванью рядом с государственным объектом, создав комплекс из силосных башен и судостроительных мощностей. Но однажды Вадатурского вызвали в Киев, на встречу с государственным чиновником, который предложил передать частные объекты Nibulon соседнему государственному Николаевскому порту.
"Мы инвестировали все эти годы, мы построили целую систему – флот, суда, здания, завод, логистику, – сказал Вадатурский, – Зачем мне это отдавать?".
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Bloomberg
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки