Старт президентской избирательной кампании и другие политические тенденции сентября
Володимир Фесенко
Старт президентской избирательной кампании
В сентябре де-факто стартовала президентская избирательная кампания, хотя некоторые из потенциальных кандидатов на должность главы государства начали свою кампанию еще летом. Именно предстоящие в будущем году президентские выборы стали главной причиной или катализатором большинства из внутриполитических событий и тенденций сентября 2018 года.
На основании чего можно сделать вывод, что президентская избирательная кампания все-таки стартовала? Ведь юридически избирательный процесс по выборам Президента Украины стартует только в конце года, и пока не все потенциальные фавориты публично заявили о своем участии в выборах.
Первый аргумент в пользу такого вывода имеет сугубо институциональный характер – в сентябре Верховная Рада наконец-то обновила состав Центральной Избирательной Комиссии. Кстати, это прогнозировалось в июльском обзоре политических тенденций. И хотя обновление состава Центризбиркома произошло благодаря несколько неуклюжему компромиссу (состав ЦИК был законодательно увеличен на 2 члена), риски проведения президентских выборов нелегитимным составом Центризбиркома были нейтрализованы. Следовательно, обновленная ЦИК может начинать подготовку к президентским выборам.
Второй аргумент – в сентябре в телевизионном пространстве страны началась эпидемия политических ток-шоу с явно предвыборным дискурсом, причем сразу на нескольких телеканалах, и на некоторых – едва ли не каждый день.
Еще один значимый аргумент – в избирательную кампанию неофициально включился Президент Петр Порошенко. Летом началась рекламная кампания предвыборной идеологической триады Президента – "армія – мова – віра". В сентябре глава государства выступил с Посланием к парламенту, в котором более содержательно обозначил свое предвыборное позиционирование. И конституционный законопроект Президента Порошенко о закреплении в Основном законе стремления Украины к членству в ЕС и НАТО также обозначил его предвыборное позиционирование, но уже в роли гаранта сохранения прозападного курса внешней политики.
Но и Юлия Тимошенко не сидела сложа руки. Сразу же после появления конституционных инициатив Президента по НАТО и ЕС, она предложила всем политическим силам подписать меморандум о сохранении проевропейского курса внешней политики, а вслед за этим через сотни билл-бордов проинформировала всю страну о том, что она также видит будущее Украины в ЕС и НАТО. В сентябре лидер "Батькивщины" также провела очередной форум, на котором презентовала "новый экономический курс".
Читайте также: Юлія Тимошенко презентувала розроблену під її егідою програму економічних перетворень України
Ожесточенная полемика с взаимными обвинениями между командами Петра Порошенко и Юлии Тимошенко, начавшаяся в сентябре, стала еще одним подтверждением фактического старта избирательной кампании. По сути обе команды обозначили своих лидеров в качестве главных конкурентов на предстоящих президентских выборах. Активное информационно-политическое противостояние между командами Ю.Тимошенко и П.Порошенко стало наиболее примечательной тенденцией президентской гонки в сентябре.
Другая показательная тенденция избирательной кампании в сентябре – декларация о намерениях по "слиянию" политических сил Вадима Рабиновича и Сергея Левочкина. Недавние смертельные враги театрально-позерски "слились в экстазе", а кайф от этого получили в Москве. И запланированное "слияние" скорее выглядит как попытка "поглощения", главным оператором которого выступает Виктор Медведчук. До реального слияния, однако, дело еще не дошло. Как говорится: "обещать – не значит жениться" Переговоры о возможном объединении партий "Оппозиционный блок" и "За жизнь", и выдвижении ими единого кандидата на президентских выборах идут очень сложно. Особую позицию проявил один из главных акционеров "Оппозиционного блока" Ринат Ахметов.
По слухам, он настаивает, чтобы московские инициаторы этого объединения обеспечили возвращение ему активов, конфискованных в прошлом году так называемыми "ДНР" и "ЛНР". Кроме того, его люди категорически против выдвижения Юрия Бойко в качестве единого кандидата на президентских выборах, а "Левочкин и компания" не хотят видеть в этой роли Рабиновича.
Мало этих проблем, так начали проявлять чрезмерные амбиции малорейтинговые представители лагеря "пострегионалов": Александр Вилкул рвется в президенты, а Евгений Мураев и Вадим Новинский заявили о создании своих собственных партий. Правда, не исключено, что названные персонажи претендуют на роль миноритарных партнеров с собственной долей в новом акционерном политическим обществе.
Во всей этой политической возне стоит обратить внимание на то, что Кремль явно делает ставку на консолидацию всех антимайданных сил и противопоставление так называемого "юго-востока" остальной Украине. Это не борьба за победу (для этого "бывшим" не хватает 5 млн. голосов избирателей, оставшихся на оккупированных территориях), это – очередная попытка Москвы политически расколоть Украину.
Читайте также: Нарешті політика переходить до змістовності, а не гасел, – Саакян
В заключение о рейтинговых тенденциях президентской гонки в сентябре. Все ведущие социологические центры провели в сентябре очередные опросы общественного мнения. Общая диспозиция остается неизменной. С заметным отрывом по-прежнему лидирует Юлия Тимошенко. А вслед за ней тесной группой (в интервале 2-3%) идет пелетон преследователей из 7 потенциальных кандидатов, включая действующего Президента. Все они претендуют на выход во второй тур президентских выборов.
Такой острой конкуренции в борьбе за пост главы государства у нас не было ни на одних предыдущих президентских выборах.
По данным большинства опросов в сентябре улучшили свои рейтинговые показатели Юлия Тимошенко, Петр Порошенко и Владимир Зеленский. А вот рейтинги Анатолия Гриценко застыли на месте. Впрочем, все еще впереди. Реальная президентская гонка только начинается.
Очередное обострение конфликта между руководством НАБУ и САП, усиление политического напряжения вокруг этих ведомств
В сентябре произошло очередное обострение конфликта между руководством НАБУ и САП. Конфликт между руководителем НАБУ Артемом Сытником и главным антикоррупционным прокурором Назаром Холодницким назревал еще с прошлого года, а с начала текущего года он стал очевидным фактом, особенно после истории с прослушкой кабинета руководителя САП.
В чем причины нового обострения конфликта между руководителями двух антикоррупционных ведомств? Во-первых, после скандала с прослушкой Холодницкий отделался только выговором. А это означало продолжение "холодной войны" между руководством НАБУ и САП, что существенно ограничивало свободу действий и результативность НАБУ.
Возможно, в команде Сытника решили найти новые доказательства незаконных действий Холодницкого и, похоже, попали в расставленную ловушку, либо просто действовали не очень умело и засветились.
Не удивлюсь, если окажется, что теперь слушают и Сытника. С другой стороны, в НАБУ явно увлекаются спецоперациями, но не всегда делают это удачно. Так или иначе, уличные разборки между работниками НАБУ и САП не только крайне обострили и без того конфликтные отношения между Сытником и Холодницким, но и перевели на новый уровень "холодную войну" между их ведомствами. И в этих условиях вряд ли можно говорить о нормальном взаимодействии двух функционально взаимосвязанных антикоррупционных структур. Я уж не говорю об имиджевых потерях для обоих ведомств.
Читайте также: Бутусов: Дело Семочко дискредитирует государство в глазах наших западных союзников в НАТО. Об этом стыдно молчать
Во-вторых, катализатором этого конфликта наверняка стало приближение президентских выборов. По разным данным, в руководстве страны опасались чрезмерной политизации действий НАБУ в условиях президентских выборов. Попытка НАБУ открыть криминальное производство против заместителя главы СБУ П.Демчины только усилила эти подозрения. И в этом деле НАБУ столкнулось с противодействием альянса СБУ-Генпрокуратура-САП. Силы здесь явно неравны. В итоге в сентябре тучи начали сгущаться над Сытником. Теперь уже против него могут возбудить сразу несколько криминальных производств по самым разным эпизодам.
В общем, нет детектива печальнее на свете, чем повесть о том, как поссорились Артем Сергеевич и Назар Иванович, точнее, о том, как их поссорили, а они с юношеским задором ввязались в эту драку. Главными проигравшими в этом конфликте стали два новых антикоррупционных ведомства, эффективность деятельности которых теперь под большим вопросом. И разрешение этого конфликта, скорее всего, потребует устранения обоих его участников. Когда и как это произойдет, зависит от обстоятельств и политической конъюнктуры.
В связи с НАБУ и САП отмечу еще одну тенденцию, обозначившуюся в сентябре. Дело министра инфраструктуры В.Омеляна, а также расследование нескольких других схожих дел, показало, что хитом начавшегося сезона может стать тема "незаконного обогащения" министров и депутатов. Электронные декларации высших чиновников и депутатов могут стать неиссякаемым источником такого рода дел для НАБУ и САП. Вот только смогут ли они их эффективно расследовать в условиях конфликтных разборок друг с другом?
Демонстрация партнерских отношений между Президентом и Премьер-министром
Если летом наблюдался существенный всплеск политического напряжения в отношениях между командами Президента и Премьер-министра, то в сентябре мы увидели прямо противоположную картину. Глава правительства в публичных выступлениях подчеркивал свою лояльность главе государства. Оба высших руководителя страны демонстрировали партнерские отношения между собой. Кстати, нечто подобное наблюдалось и в прошлом году. Забавная сезонная цикличность.
В первой половине года Премьер-министр проявляет стремление к самостоятельности и некоторому дистанцированию от президентской команды. В ответ ему прозрачно намекают о возможности отставки. К лету это напряжение возрастает и достигает относительного пика. Но для обеих сторон, особенно для премьерской команды, разрыв чреват серьезными политическими проблемами.
Поэтому лучше договариваться. К тому же осенью примиряет бюджет, а также необходимость принятия важных социально-экономических законопроектов. Президентская команда может влиять на социально-экономическую сферу только через правительство. А Кабинету министров крайне сложно провести через парламент свои законопроекты без поддержки Президента и его фракции.
Нынешней осенью возник дополнительный общий интерес – необходимость договариваться с МВФ, в том числе по такому чувствительному в социально-политическом плане вопросу как цена на газ. И Президент и Премьер-министр одинаково не заинтересованы в повышении цены на газ в преддверии президентских и парламентских выборов, но на этом настаивает МВФ. А без продления сотрудничества с МВФ могут возникнуть очень острые финансовые проблемы, в том числе для курса национальной валюты, что также весьма опасно в год выборов.
Свалить эти риски на партнера по власти вряд ли получится. Избиратели не будут особо разбираться, кто более виноват в социальных или финансовых проблемах. Поэтому президентской и премьерской команде приходится действовать совместно в поисках взаимоприемлемого компромисса с МВФ.
Страсти по автокефалии
В сентябре произошло резкое обострение борьбы относительно предоставления автокефалии Украинской православной церкви. Парадокс ситуации, которая наблюдается с начала сентября, состоит в том, что томоса об автокефалии еще нет, но все участники процесса (и сторонники и противники автокефалии) ведут себя так, как будто он уже есть.
Читайте также: Украина стремительно уходит из-под влияния империи и совка
2 сентября на Архиерейском соборе Константинопольской церкви было принято решение, что Константинопольский патриархат может предоставлять автокефалию церкви без каких-либо согласований с другими церквями. После этого Вселенский патриарх направил в Киев двух экзархов украинского происхождения для содействия процессу объединения православных церквей в Украине. Все это вызвало самую настоящую истерику и в руководстве РПЦ и в Украинской православной церкви Московского патриархата. Но, как говорится, "процесс пошел", и, по оценке экзархов Вселенского патриарха в Киеве, он вышел на финишную прямую.
"Школьное "недоперемирие" и грызня за власть в так называемой "ДНР"
Как и прогнозировалось в обзоре политических тенденций за август 2018 г., убийство главаря так называемой "ДНР" А.Захарченко не привело к существенному обострению военных действий в зоне конфликта на Донбассе. Но среднесуточная интенсивность обстрелов украинских позиций вернулась на уровень, который наблюдался до объявления "школьного перемирия". В итоге это перемирие уже традиционно, однако на этот раз достаточно быстро, трансформировалось в "недоперемирие".
Гораздо более динамично и весьма показательно развивалась политическая ситуация внутри так называемой "ДНР". Сразу после смерти А.Захарченко временно исполняющим обязанности руководителя сепаратистской республики был назначен Д.Трапезников, но уже через неделю его сменил на этом посту Д.Пушилин. А сам Д.Трапезников вместе с ближайшим подельником убитого А.Захарченко – А.Тимофеевым, известным как "Ташкент", и советником А.Захарченко А.Казаковым сбежали в Россию. Цепочка этих событий не только обнажила обострение грызни за власть в верхушке так называемой "ДНР", но и в очередной раз подтвердила, что все ключевые решения принимаются не в Донецке, а в Москве. В конкуренции московских кураторов сепаратистов на этот раз победил В.Сурков, сумевший поставить во главе самопровозглашенной "ДНР" своего подопечного.
Провоцирование Россией искусственного кризиса в переговорах о реализации Минских соглашений
В отличие от ситуации в зоне боевых действий, кризисное обострение произошло в переговорном процессе о реализации Минских соглашений. 7 сентября в Донецке и Луганске объявили о проведении выборов руководства сепаратистских республик, которые были назначены на 11 ноября. Эти "выборы" являются грубейшим нарушением Минских соглашений и спровоцировали серьезный кризис в переговорном процессе. Очень похоже, что в Москве целенаправленно спровоцировали этот кризис, демонстрируя показушное раздражение по поводу убийства А.Захарченко. Показательно, что решение о проведении выборов руководства сепаратистских республик было принято только через неделю после устранения А.Захарченко.
Видимо в Кремле колебались, и определялись с дальнейшей тактикой переговоров. Как уже отмечалось в предыдущих месячных обзорах, Москва не собирается идти на какие-то значимые компромиссы ни по Минским соглашениям, ни по вопросу о миротворческой миссии ООН на Донбассе до завершения президентских выборов в Украине. Убийство главаря "ДНР" стало для Кремля хорошим поводом для фактического замораживания переговорного процесса, прежде всего в Нормандском формате.
В Москве демонстративно отказались от подготовки встречи лидеров стран Нормандского формата. Но сам переговорный процесс не прерван. Продолжаются заседания Трехсторонней контактной группы в Минске, хотя и без каких-либо серьезных подвижек. В Нормандском формате переговоры вернулись на уровень помощников лидеров стран. Это говорит о том, что искусственный кризис в переговорном процессе, спровоцированный Россией, носит временный и относительный характер.
Переговоры по миротворческой миссии ООН на Донбассе, казалось бы, зависли. С января 2018 г. по этому вопросу нет никакого продвижения из-за блокирующей позиции России. Однако в сентябре 2018 г. на этом направлении проявилась новая тактическая линия. Президент Украины Порошенко и министр иностранных дел Украины Климкин сообщили, что Украина вместе с международными партнерами, в частности США, Францией и Германией, готовят к внесению на голосование Совета Безопасности ООН проект резолюции о введении миротворческой миссии ООН на Донбасс. Это не означает, что уже в ближайшее время стоит ожидать прорыва в переговорах по данному вопросу. Скорее это сигнал о том, что, тема миротворцев ООН на Донбассе не закрыта и переговоры продолжаются.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки