Для внешнего покупателя фильм прекрасно подходит в роли проукраинской пропаганды, – мнение
Кадр из фильма "Донбасс" Сергея Лозницы
Ну, раз уж посольство России вчера так отрекомендовало фильм Лозницы "Донбасс", то и мы с Натали Смаглюк на него сходили сегодня.
И вот смотрите, какая штука.
Во-первых, точка зрения на этот фильм зависит – сюрприз – от того, кто этот фильм смотрит. Для австралийца, или румына, или американца, или каннского кинокритика неславянского происхождения (а фильм Лозницы открывал Каннский кинофестиваль) "Донбасс" сработает прекрасной пропагандой украинской позиции, особенно если зритель знает, что подавляющее большинство эпизодов построено на реальных событиях.
Снято хорошо, актёры играют неплохо, даже очень неплохо, операторская работа вообще прекрасна, пророссийские боевики неприятны, но неприятны натурально, без особых перегибов – что ещё нужно иностранцу, чтобы узнать, кто в украинской войне плохие люди? Тем более, что украинские герои тоже, хм, неоднозначны, и это хорошо – уже не голая агитация получается. Короче, для внешнего покупателя фильм прекрасно подходит в роли проукраинской пропаганды. Стильной, красивой, с каннской пальмовой веточкой пропаганды. И это хорошо.
Читайте также: "Донбас": фільм для тих, хто переймається подіями на Сході
Во-вторых, для украинского зрителя фильм куда более многогранный. Прямо как из двухмерного пространства становится трёхмерным. Отсылки к известным нам по новостям эпизодам, знакомые флаги, аллюзии – это всё важно, но не очень. Важно другое.
Вся атрибутика боевиков в фильме отсылает нас к первым годам войны – все эти флаги ныне покойной "Новороссии", батальоны "Восток", казаки в папахах, остатки Антимайдана под администрациями, бородатые утырки Пушилин-стайл – всё это оттуда. И это подсказывает нам, что с момента замены украинского флага на триколор прошло совсем немного времени. Ну, год. Ну, два. Не больше.
Но люди стали зверями. Тупыми, омерзительными, жестокими зверями. За чуть-чуть. И это подводит нас к набору вопросов.
Например, а что было бы, если бы "русский мир" просочился не только в Донецк и Луганск, а и, например, в Харьков? Запорожье? Днепр? Было ли бы там по-другому? И могут ли люди превратиться в зверьё за такой короткий срок, или они и так живут среди нас – сейчас, везде, сегодня?
К тому же все второстепенные персонажи из оккупированных территорий – это калька с тех, кто на территории неоккупированной. Агрессивные старухи. Быкующие тёлки на джипах. Тихие, молчаливые ничтожества. Таких много и в Киеве, и во Львове, и в Запорожье. Никаких отличий. Копии.
Зеркало.
И как нам их воспринимать? Как предателей? Коллаборационистов? Или как больных, которые заслуживают перевоспитания? Кто они нам?
Вопросы, вопросы. Сплошные вопросы. Сначала Керчь – это наша трагедия или трагедия оккупантов? Что мы должны дать – сочувствие или радость? Теперь "Донбасс" – тоже повод для подумать.
Советую посмотреть. Это хороший фильм. Как и любой хороший фильм, он запускает мозги в работу.
Читайте также: Фільм "Позивний "Бандерас" можна назвати найбільшою контрпропагандною роботою останнього часу – думка
P.S. Сначала напрягала карикатурность и гротескность «ополченцев». Потом я вспомнил, что из моих запорожских знакомых в Донецк перебежали Вова Рогов, на полном серьёзе рассказывавший потом, что в запорожских школах едят снегирей, и Артёмка Тимченко, человек, который публично ел говно столько раз, что, наверное, до сих пор заказывает его в кафетериях – если его уже выпустили с подвала свои же, да. "Депутат" "парламента" "Новороссии" был, мама дорогая.
P.P.S. В его случае мама недорогая.
P.P.P.S. А фильм всё равно посмотрите. И правда хороший.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки