MENU

The New York Times: После объявления Меркель об уходе, Евросоюз занервничал, недоумевая, кто займет ее место

3202 0

Период доминирования Ангелы Меркель на европейской сцене продолжался достаточно долго, обеспечивая стабильность, которая даже если давала трещины, не рушилась. Канцлер была иконой для европейского политического центра, но в последнее время положение дел подорвано. Меркель и Германия считались символом стабильности, однако с недавних пор Германия считается политически нестабильной страной.

Но даже в такой ситуации известие об уходе Меркель – на этой неделе она объявила, что не будет баллотироваться на новый срок в качестве канцлера Германии – вызвала определенную панику в сердцевине ЕС.

Меркель, возможно, теряет популярность у себя в стране, может быть, ее внешнее влияние тоже слабеет. Но  те, кто верил в мечту о более тесном союзе – и трудился над ее воплощением – считали ее надежной и приверженной Европе и европейским ценностям. Она была оплотом, защищающим от напыщенных популистов, которые теперь руководят такими разными странами, как Италия, Венгрия и Польша.

Читайте также: Що означатиме для України та РФ завершення епохи Меркель

Что Европа будет делать без Меркель – вопрос не праздный, особенно когда национализм находится на подъеме, а европейская политика организуется, видимо, уже не согласно привычному спектру от левых до правых, а по принципу, кто за Европу, а кто против нее.

"Она создавала ощущение, что кто-то контролирует ситуацию и на него можно рассчитывать, – сказал Ян Техау, директор европейской программы Германского фонда Маршалла, – Благодаря ей существовала уверенность в том, что Германия – резервная мощность в Европе, на которую можно полагаться. Хотя она совершала ошибки, на Меркель можно было положиться, даже если она вам не нравилась".

Вопрос о том, кто сможет выступить в качестве противовеса силам, раздирающим единство блока, после возможного ухода  Меркель – она заявила, что не станет переизбираться по окончании текущей каденции, срок которой заканчивается в 2021 году, хотя это представляется сомнительным – внезапно стал предметом экстренных дискуссий.

Как сказал директор Европейского центра Карнеги Томаш Валашек, Меркель "создала европейский консенсус из ничего", и теперь все задаются вопросом: "Боже мой, кто же вместо нее сможет это делать?".

"Теперь лидером Европы по умолчанию, большой надеждой", по словам Техау, является президент Франции Эммануэль Макрон. "Он последний, у кого есть сильный мандат и чутье на правильные действия".

Но на данный момент, по крайней мере, до европейских парламентских выборов, которые пройдут в мае, Макрон, мало популярный у себя в стране, не имеет представительства в Европейском парламенте. Его идеи по реформированию Европейского союза и еврозоны, помпезно презентованные в сентябре 2017 года, получили немного поддержки, если вообще получили.

Проблема с Макроном заключается в том, что сам по себе он недостаточно силен, чтобы продвигать свое амбициозное видение "большей Европы". Ему нужна поддержка Германии.

Некоторые европейские лидеры, конечно, будут рады уходу Меркель. Критики канцлера отмечают, что  ее твердая позиция по обеспечению жесткой экономии во время финансового кризиса и ее решение позволить миллиону мигрантов въехать в Германию, возможно, помогли подняться волне популизма, что сейчас является самой большой проблемой Европы.

Польский политик Ярослав Качиньский демонизирует канцлера из-за вопроса с мигрантами и поддержки "Северного потока-2", а греки обвиняют ее в финансовом удушении их страны.

Читайте также: Светлое будущее Евросоюза под угрозой

Премьер Венгрии Виктор Орбан выставил себя в качестве "антиМеркель" на европейских выборах в мае и наряду с новыми популистскими лидерами в Италии критикует санкции против России, но пока не заблокировал их продление.

Все страны Центральной Европы выступали против инициативы Меркель по приему беженцев и мигрантов. Но, как отмечает Валашек, чехи и словаки ценят ее твердость в финансовой политике, а инвестиции Германии в Центральную Европу имеют решающее значение для экономики региона.

Уходу Меркель, вероятно, будут рады и Трамп с Путиным.

Отношения Трампа с Германией всегда были проблемными, особенно касательно торговли и немецкой преданности принципу многосторонности. "Но отношения с Меркель это,кажется, еще хуже, что-то личное прослеживается в том, как она избегает открытой конфронтации и стоит на своих принципах", – сказал Валашек.

"Трамп вздохнет с облегчением, но в основе своей отношения не изменятся. И Путин, я думаю, будет доволен. Сохранение санкций против России было ее [Меркель] личным триумфом", – отметил эксперт.

"С ее уходом не станет политика, который мог говорить на равных с лидерами Си, Трампом и Путиным и всегда представлял позицию ЕС. Потребуется время, прежде чем ее преемник достигнет такого положения", – написал журналист Süddeutsche Zeitung Маттиас Кольб.

Высказываются опасения относительно того, кто сможет играть роль Меркель, которая является защитником западных ценностей и международного порядка, особенно в нынешних условиях,  перед лицом вызовов со стороны Трампа, Путина и китайского лидера Си Цзиньпина. Об этом говорит в сообщении Twitter глава американского Совета по международным отношениям Ричард Хаас.

 "Эра Меркель близится к концу, и Запад и миропорядок, сложившийся после Второй мировой войны, остаются без лидера, – написал он, – США при Дональде Трампе устранились. Внимание Великобритании отвлечено. У Канады недостаточно средств. Макрон слишком слаб. Плохое предзнаменование для стабильности, процветания и свободы".

Вместе с тем и сама Меркель стала слабее. По предположению Валашека, ее уход "может на самом деле несколько выпустить пар из популистской волны".

По мнению Йозефа Яннинга, эксперта Европейского совета по международным отношениям, Меркель уже не станет брать на себя ведущую роль в Европе.

"Она знает, насколько эта игра неприглядна и как мало нынешние президенты и премьеры уважают бывших лидеров. Она не заинтересована в том, чтобы быть помощником своекорыстных лидеров", – сказал Яннинг.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Оригинал на The New York Times

Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини