Intellinews: Украина и эйфория МВФ: устойчивый перенос рисков на международный рынок капитала?
В краткосрочной перспективе экономическое положение Украины представляется неплохим. Вопреки более осторожным прогнозам начала года, экономика Украины растет намного быстрее, чем ожидалось, и в 2018 году должна показать прирост ВВП не менее 3,5%.
Из-за того, что украинское правительство затягивало проведение реформ, помощь МВФ была заморожена. Стране катастрофически не хватает наличных денег, что подрывает силу гривны. Но год уже заканчивается, и, похоже, стране удалось избежать резкой девальвации валюты. Нынешний год был крайне трудным для ряда развивающихся рынков … а Украина, согласно некоторым ключевым показателям кредитных рисков, считается одним из самых хрупких развивающихся рынков в мире.
Национальный банк Украины (НБУ) зарекомендовал себя как один из самых надежных участников экономической политики в пост-майдановском правительстве, твердо удерживая рычаги ограничительной денежно-кредитной политики, направленной на защиту от инфляции и управление рисками.
Пока что все идет нормально. На сегодняшний день, после чрезвычайно жестких переговоров, представляется возможным подписание нового соглашения с МВФ сроком на 14 месяцев. Это позволит Украине войти в год выборов 2019 года, не сталкиваясь с угрозой невыплаты платежей или потенциального финансово-экономического кризиса.
Читайте также:
Но здесь кроются также и проблемы. Новое соглашение с МВФ практически у Украины в кармане (совет МВФ должен одобрить договор сразу после того как украинское правительство, по предположениям, в декабре, примет бюджет 2019 года). Украина уже предприняла действия на международном рынке капитала, выпустив еврооблигаций на 2 млрд долларов и располагает возможностью снова выйти на рынок без каких-либо существенных ограничений.
Правительство, похоже, ждало этой возможности. Почти сразу же после того как МВФ подал сигнал о готовности подписать новый договор, государство вышло на международный рынок. Теперь другие украинские эмитенты, такие как государственный газовый монополист "Нафтогаз", выразили заинтересованность в том, чтобы следовать за министерством финансов на рынках долгового капитала.
На первый взгляд это указывает на присутствие определенной степени доверия со стороны международных инвесторов. Однако международное сообщество инвесторов не должно проявлять беспечность. С одной стороны, суверенный риск Украины – после значительного восстановительного подъема с 2017 года до весны 2018 года – в настоящее время по-прежнему оценивается в нижней части разумных рыночных диапазонов; с другой стороны, в настоящее время идет речь о существенном сдвиге в риске.
При текущих рыночных оценках облигации Украины торгуются вблизи своих исторических минимумов по сравнению с другими ориентирами на развивающихся рынках – это, например, другие глобальные развивающиеся рынки с рейтингами B или такие страны как Пакистан, Египет и Нигерия. В этом отношении рынки дарят Украине значительную уверенность в том, что стране удастся добиться большего прогресса.
В настоящее время международные инвесторы на рынке капитала подвергаются все сильнее растущему риску по сравнению с международными банками. Текущая статистика международных банков говорит о том, что консолидированные трансграничные претензии к Украине исчисляются $ 10 млрд. – $ 11 млрд. Наивысшая точка этого показателя наблюдалась около десяти лет назад и находилась на уровне более 50 млрд. долл. Другими словами: международные банковские риски в настоящее время составляют примерно лишь 15-18% от их максимального значения.
Если говорить о международных облигациях, то картина немного другая. Учитывая последние или предстоящие выпуски международных облигаций, внешние дебиторы из Украины в настоящее время находятся в игре и владеют от 10 до 11 миллиардами долларов долга. Этот показатель отражает некоторое усиление, поскольку докризисный уровень международных облигаций составлял около 27 млрд. долл.
Читайте также:
Следовательно, текущая стоимость размещенного на зарубежных рынках долга соответствует, по крайней мере, 35-40% докризисного максимума. С точки зрения ВВП, рассчитываемого в долларовом выражении, выпуск облигаций на международный рынок капитала, произведенный Украиной, в настоящее время составляет около 4-5% от ВВП и, таким образом, уже превысил долгосрочный средний показатель примерно 2-3%.
В принципе, нет ничего плохого в том, что в настоящее время украинские риски широко распространены в финансовой экосистеме. Как правило, финансирование на фондовом рынке должно привести к лучшей диверсификации рисков, чем банковское финансирование. Однако следует учитывать, что инвесторы в настоящее время инвестируют в Украину, придерживаясь здоровой дозы риска.
В то же время все еще неясно, вернулась ли Украина к ситуации, когда у нее слишком много долгов, и можно ли говорить о проведении долгосрочной ориентированной на стабильность экономической политики в Украине.
Кроме этого, важно подчеркнуть следующий момент: Украина стоит на пороге трудного в экономическом и политическом отношении 2019 года – года выборов. Приближается предвыборная кампания, которая будет иметь явно выраженные признаки популизмом, в то время как готовое к подписанию соглашение с МВФ не предусматривает пристального наблюдения за экономической политикой. Шансы на продвижение реформ остаются значительными.
Вводя в действие новую довольно краткосрочную программу, МВФ понизил статус отношений с Украиной с многолетнего расширенного сотрудничества до более простой 14-месячной договоренности. Из-за этого перед Украиной может возникнуть вопрос о необходимости разработки нового соглашения с МВФ уже в 2019 году и о его условиях.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Intellinews
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки