"Не надо лишних движений. Ключевое качество в работе с Китаем – это терпение", – бизнесмен
Лежа в частной клинике с серьезной травмой, я торговался с врачом, чтобы тот меня выпустил – мне нужно было на встречи и переговоры. При том, что в клинике меня никто не держал и все происходило за мои деньги и в моих интересах. Мы так привыкли решать вопросы и находить пути огибать самые пустяковые правила, если они придуманы не нами, что это уже рефлекс. Среда, в которой привычно всё против нас, воспитала в нас непреодолимое желание договариваться и улаживать, искать концы и нужных людей по любому, самому пустяковому поводу. Но это начинает мешать жизни и бизнесу, когда не нужно нигде ничего решать и улаживать. А мы все рвемся. И в этом смысле опыт работы с Китаем оказался для меня, а также для моих коллег настоящим лечением, панацеей и спасением. И вот почему.
Читайте также: У настоящего лидера есть только один-единственный секрет – бизнесмен
В Китае никто не решает вопросы. Потому что там всем рулит партия и правительство. Я не знаю, такова ли картина в объективной реальности, но в голове каждого китайца она именно такова. Поэтому в Поднебесной все параллельно и перпендикулярно, и залито бетоном. Вопрос даже не стоит об сделать шаг влево-шаг вправо, прыжок на месте – провокация. Ибо вы залиты в китайский бетон вместе с арматурой. И двигаться куда-либо вы можете только в дивном единстве со всей конструкцией, естественно, куда укажет Политбюро ЦК КПК. Это если вы китаец. А если вы иностранец, то все в десятикратном размере, потому что вас как бы и нет. Будучи украинцем, вы не можете решать вопросы и мутить с китайскими authorities. Это выглядело бы, как если бы карп из пруда монастыря Шао-Линь пытался продавливать свои интересы и договариваться со статуей Будды монастыря Шао-Линь. При этом карп – это вы, иностранный бизнесмен, а статуя – это китайские чиновники. Вы заметили уровень? вы даже не монах, вы не бьете головой черепицу, не бегаете по воздуху и вас не носят лежащим на остриях копий. Вы – карп. Тупо рыба.
Заходя с нашими миллиардными проектами в Китай, мы этого не знали. Поработав пару лет с этой великой нацией, мы знаем теперь главное, то, что они знают с рождения: главное – это дзен. Не надо лишних движений. Не надо размахивать бамбуковой палкой. От этого лишь суета. Пусть желтый лист плавно опустится на зеркальную гладь пруда. К карпам. Если английский джентльмен должен бояться только одного – потерять достоинство, то вы, работая с китайцами, должны бояться только одного – потерять бесстрастие. Потому что тогда вы потеряете по-крупному, а именно – всё. Ключевое качество в работе с Китаем – это терпение. Лучше всего, чтобы мастер написал иероглиф «терпение» на шелке и чтобы вы оборачивали этот шелк вместе с иероглифом вокруг тела под рубашкой. Потому что все остальные скилы тут мифичны: то ли есть, то ли нет. Это как МВА, полученное в институте Поплавского. В этой цивилизации все относительно привычного нам не то чтобы все вверх ногами, а так - под 90 градусов. Все ходят по стене. И только вы по полу. Но потому что вы один, и вы иностранец, с точки зрения китайцев выглядит, что это вы ходите по стене. Поэтому ваши скилы вообще не важны. Важно терпение. Самое важное, полезное и нужное оказалось – воспринимать все происходящее на ура. Или хотя бы мантрой «Ок».
Наш ключевой специалист по Китаю работает в этой стране 15 лет. То живет там годами, то летает туда-сюда. Он вхож в одни круги и известен в других кругах. Ему давно пора получать гражданство, потому что это как раз история о том, как человек стал китайцем большим, чем сами китайцы. И вот у нас на носу консультации с чиновниками из правительства. По проекту, который, как и все китайское – в китайских пропорциях. Поэтому он захватывающе интересен. Все это количество нолей. И вот нашему ключевому специалисту, аборигену любой провинции Китая, берут и не открывают визу. После 15 лет в стране. Объяснение потрясает: «Не положено». Один бизнесмен хотел поехать в Норвегию на рыбалку. И ему норвежцы не открыли визу. То ли из-за его криминальной деятельности в Донецке, то ли из-за шести его загранпаспортов и двух украинских. И он послал человека с миссией порешать вопрос. В посольство Норвегии. Если кто не знает: посольство Норвегии – это территория Норвегии. Которая вообще не живет по украинским законам, а тем более по понятиям. И эта территория порешала вопрос на диво: въезд человеку в Норвегию после этого визита был закрыть всерьез и надолго. Возможно, навсегда. Но Китай – это не Норвегия. Это похлеще. Но мы, постигнув китайский дзен, говорим: «Это ок. Наверное, прислали нового чиновника. Как-то будет. Или не будет. Ведь все, в сущности, пустота. Главное – спокойствие».
Читайте также: Точка в торговой войне между США и Китаем?
Если Китай постановит, что проходить таможню нужно только ползя на руках, а ноги чтобы волочились; или чтобы все вещи в багаже были только зеленого цвета; или чтобы цитатник Мао у меня был в левом кармане, а значок «Слава КПК!» – на правом лацкане, я не удивлюсь. Я скажу: «Это ок». Потому что это тот случай, когда вы играете по правилам поля, на котором находитесь. Это – шанс как минимум не вылететь из игры, а игра весьма жесткая – кто работал с Китаем, знает. Но. Есть побочный эффект, бонус! Это хорошо тренирует общее мировоззрение и вообще полезно для психики.
Это позволяет вспомнить, что весь мир живет по законам и правилам, и выкорчевывает у себя любой хаос. И это придает намерениям и мыслям стройность и системность, которые полезны не только при работе с Китаем, а всегда и везде.
Нихао.
Что в переводе, кстати, означает «Вам хорошо!»
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки