Почему закон о военном положении вредит украинской демократии – Аtlantic Сouncil
Маттиа Неллес:
25 ноября Россия снова атаковала Украину. Это стало ярким напоминанием о том, что Украина находится в состоянии войны, и ситуация может обостриться в любое время. Три украинских судна были обстреляны и захвачены военнослужащими российских военно-морских сил. Двадцать три украинских моряка оказались в российском плену. Россия открыто атаковала украинские войска впервые.
Сразу же после этого Совет национальной безопасности Украины рекомендовал ввести в стране военное положение. Поздно вечером 26 ноября Верховная Рада приняла законопроект о введении ограниченного военного положения. Несмотря на то, что окончательный текст закона еще не обнародован, ясно, что закон предусматривает военное положение на протяжении тридцати дней в десяти регионах, граничащих с Россией (см. Карту ниже). В отдельном голосовании Рада также подтвердила, что первый раунд президентских выборов состоится, как и планировалось, 31 марта 2019 года. Закон позволяет расширить действие режима военного положения на другие регионы в маловероятном случае полномасштабного российского вторжения.
Но остается открытым фундаментальный вопрос: действительно ли необходимо вводить военное положение и соразмерно ли это угрозе? Во времена агрессии и потенциальной опасности вторжения России, в случае сомнений, логичным кажется полагаться на решение президента. Но нужно учитывать как национальные, так и международные последствия.
В Украине не было объявлено военное положение тогда, когда Россия предприняла полноценную интервенцию на Донбасс в августе 2014 года. Оправдывает ли теперешняя потеря трех судов и захват 23 военнослужащих в плен принятие закона о военном положении? Реальность такова, что военное положение вряд ли принесет улучшение ситуации на местах.
Еще до голосования в Раде Сергей Лещенко, депутат БПП и ожесточенный критик президента, написал в твиттере, что рассматривает военное положение как злоупотребление властью и попытку отсрочить выборы. Последнее предположение оказалось ошибочным, поскольку дата президентских выборов была подтверждена голосованием Рады.
Окончательный текст принятого закона еще не был тщательно проанализировать, но мы знаем, что его положения ограничат некоторые основные права, такие как проведение демонстраций и забастовок в десяти областях. Таким образом, как именно это повлияет на избирательную кампанию, неясно.
Читайте также: "Не ввести военное положение в Киеве – крайне странно", – Речинский
Тем не менее, звучат опасения, что непропорциональная мера – попытка использовать ситуацию для усиления Порошенко. Области, в которых было введено военное положение, находятся в регионах, имеющих наиболее важное значение для президента, с населением, настроенным критично к его политике. Остается лишь наблюдать, как президент будет использовать свои полномочия против критически настроенных местных властей.
Рейтинг Порошенко опасно низкий – на уровне примерно 10 процентов. Таким образом, этот шаг может стать инструментом для повышения его популярности и возвращения части утраченной поддержки. Остается еще одна угроза, состоящая в том, что президент может найти предлог – скажем, усиление боевых действий на Донбассе – для того, чтобы продлить военное положение далее декабря. Кто сможет его остановить?
Единственный положительный аспект сумбурных парламентских дебатов состоял в том, что Рада значительно изменила предложения президента относительно длительного военного положения сроком два месяца. Украинский парламент доказал, что играет большую роль, чем просто рупор президента.
Будущие последствия
Высказывается обеспокоенность тем, что военное положение может повлиять на и без того слабый приток инвестиций в Украину. МВФ объявил, что будет продолжать осуществлять свою программу с Украиной, ЕС, в свою очередь, по-видимому, продолжит оказание помощи в макрофинансовом плане.
Однако даже незначительное снижение прямых иностранных инвестиций нанесло бы ущерб процессу вялого восстановления экономики Украины. Наконец, существует потенциальная, хоть и маловероятная угроза того, что Россия может использовать военное положение в качестве оправдания для дальнейшей эскалации ситуации или даже вторжения по грузинскому сценарию.
Принятие закона о военном положение не является для Украины единственно правильным шагом. Есть лучшие возможности заставить Россию отступить.
Во-первых, Украина должна пригласить американские и британские (возможно также французские или немецкие) суда зайти в Черное море и Мариуполь, русские должны услышать решительное заявление о том, что Запад серьезно относится к праву на свободу судоходства. Посол Украины в Германии предложил этот шаг, и его следует обсудить и быстро осуществить. Необходимо обсудить также возможность присутствия НАТО в Черном море.
Читайте также: Какие задачи позволит решить военное положение
Во-вторых, в том случае, если блокада Азовского моря продолжится, США и ЕС должны рассмотреть вопрос введения новых целевых санкций. Российское правительство считает, что Запад слаб, разделен и безучастен. Пришло время показать, что это не так. Теперь ситуация в Азовском море должна быть на первых позициях в повестке дня каждой многосторонней и двусторонней встречи.
В-третьих, Запад должен явным образом продемонстрировать свою поддержку Украине. За закрытыми дверями он должен сказать украинскому правительству, что ни при каких обстоятельствах не будет предоставлен карт-бланш для дальнейшей эскалации.
Теперь, когда введено военное положение, медленный и шаткий процесс реформ, застопорившийся в течении текущего избирательного сезона, кажется, совсем прекратится. Кто в нынешней ситуации будет настаивать на назначении независимых судей по борьбе с коррупцией?
А ведь у нас были большие надежды. Тема проведения Киевом реформ официально закрыта.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Atlantic Council
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки