Итоги уходящего года: топ-коррупционеры по-прежнему на свободе
2018-й стал провальным годом для борьбы с коррупцией. Ещё одним... Отсутствие успехов в борьбе с коррупцией демонстрирует прежде всего НАБУ, которое является главным антикоррупционным органом.
После Евромайдана Украина стала мировым рекордсменом по числу специализированных антикоррупционных органов. Только у нас против коррупционеров борются высокооплачиваемые Национальное антикоррупционное бюро, Специализированная антикоррупционная прокуратура, Национальное агентство по предотвращению коррупции, Агентство по поиску и менеджменту коррупционных активов (АРМА). Плюс добавившееся у ним в этом году Государственное бюро расследований и антикоррупционный суд.
Среди этих органов ведущей и самой мощной структурой должно было стать НАБУ. Оно было создано первым и три года активно пиарило себя как флагмана борьбы с коррупцией в Украине. При этом за все годы работы вернуло в бюджет меньше половины годового размера окладов своих сотрудников.
А топ-коррупционеры по-прежнему на свободе.
Причём создаваемый сейчас антикоррупционный суд не станет панацеей в борьбе с коррупцией. Поскольку этот суд не сможет выносить обвинительные решения без полноценной доказательной базы. Об этом неоднократно говорил процессуальный руководитель НАБУ, глава САП Назар Холодницкий. Анализируя работу НАБУ, главным недостатком он называет хроническую неспособность детективов НАБУ собрать качественную доказательную базу по громким обвинениям.
Читайте также: Лоббисты отмены конфискации $1,5 млрд. у окружения Януковича не добились своего, но намерены завершить дело в 2019-м
И действительно, методы сбора доказательств НАБУ оказались специфическими. Так, против руководителя Главного подразделения детективов НАБУ Андрея Калужинского (которого называют «правой рукой» руководителя Бюро Артёма Сытника) были открыты два уголовных дела за попытки незаконного получения информации от олигарха-беглеца Онищенко в обмен на закрытие уголовного производства против самого Онищенко.
Также в СМИ регулярно появляется информация о скандалах, в которые попадают детективы НАБУ при незаконном сборе доказательств. В частности, всплывает план компрометации сотрудника Нацбанка, составленный детективом НАБУ: устроить ему ДТП, напоить и спровоцировать к вступлению «в интимные отношения с заранее выбранным лицом и осуществить видеофиксацию внебрачных половых связей». Сообщают даже о нелегальных казино (!), якобы организованных НАБУ. Вряд ли какой-либо суд, в том числе и антикоррупционный, примет незаконно добытые доказательства.
НАБУ стало инструментом политической борьбы
Одним из наиболее резонансных событий года, которое нанесло серьёзный удар по пиар-усилиям руководства НАБУ о независимости Бюро, стал тайный ночной визит Артема Сытника к президенту Порошенко. Не только потому, что глава ведущей антикоррупционной структуры тайно встречается с главой государства. А ещё и потому, что вскоре после этого НАБУ начало активно работать против представителей «Народного фронта» - лидера партии Яценюка, министров Петренко, Омеляна и еще ряда нардепов.
Эти союзники БПП проявили «строптивость» в отношении некоторых «пожеланий» АП. А главное – не объявили о поддержке на президентских выборах Порошенко. Получается, что «новый» орган стал таким же инструментом политической борьбы, как «старая» Генпрокуратура.
Впрочем, дело против министра инфраструктуры Омеляна очень похоже на месть – оно было демонстративно открыто НАБУ сразу после визита министра в суд над экс-депутатом НФ Мартыненко и взятия последнего на поруки. При том, что громкое дело, возбужденное против бывшего главы парламентского комитета по ТЭК ещё в 2015 году, по утверждению адвокатов Мартыненко, в суде рассыпается.
В то же время, НАБУ отказалось открывать дело по президентским офшорам, расследовать жалобу нардепа Виталия Куприя по поводу незаконного присвоения земли в «Царском селе» Петром Порошенко и Игорем Кононенко. Также НАБУ тихо закрыло дело по экс-главе НБУ Гонтаревой, которая, «разобравшись» с украинской гривней, теперь уехала разбираться с экономикой Туниса.
Упомянутый глава САП Холодницкий неоднократно недоумевал, почему былипроигнорированы его требования к НАБУ внести в Единый реестр досудебных расследований информацию по покупке дорогой квартиры близким к НАБУ депутатом Сергеем Лещенко. В то время как против оппонентов Бюро в аналогичных случаях действует совершенно по-другому.
Почему НАБУ «валит» дела против старой власти?
На протяжении 2018 года этот вопрос вставал не раз.
Самый серьезный пример игры «антикоррупционеров» фактически на стороне старой власти: атаки НАБУ и «общественников» из «Центра противодействия коррупции» (ЦПК) на государственные органы, которые организовали возвращение в бюджет почти $1,5 миллиарда Януковича.
Читайте также: Как "антикоррупционеры" возвращают $1,5 млрд "семье" Януковича
Нардеп и бывший журналист-расследователь Татьяна Чорновил доказывает, что у разношерстной группы лоббистов отмены конфискации $1,5 млрд. есть общий координатор. По её информации, усилия адвокатов Януковича (обжалуют спецконфискацию в Верховном суде), общественников-«антикоррупционеров» из «Центра противодействия коррупции» Виталия Шабунина (добились рассмотрения в Европейском суде по правам человека требования рассекретить дело о конфискации) и «профессиональных антикоррупционеров» из НАБУ (открыли три дела о незаконности конфискации) координирует одиозный Андрей Портнов.
Скандалы в антикоррупционном семействе
«На четвёртом году работы НАБУ и САП имеем неутешительный, но вполне закономерный результат: вместо войны с коррупцией НАБУ и САП ведут трагикомичную «войнушку» друг против друга». Этот сделанный три месяца назад вывод остается, к сожалению, актуальным.
В этом году директор НАБУ Сытник попытался поставить во главе САП своего человека (предположительно лояльного прокурора САП Андрея Перова) и получить полную «антикоррупционную» монополию. В результате вместо результативной борьбы с ТОП-коррупционерами все усилия руководства НАБУ ушли на попытки… взять под контроль САП. Которая в свою очередь ожесточенно отбивалась.
Отсюда ставшая мемом «аквариумная прослушка» Холодницкого, драка с использованием спецназа НАБУ и выбрасыванием сотрудника САП из машины.
В то же время, в уходящем году получила продолжение история с обвинениями самого директора НАБУ в незаконном обогащении. Генпрокуратура расследует обвинения директора Бюро в предоставлении неправдивой информации в его налоговой декларации при вступлении на должность. Также открыто дело о приобретении Сытником (якобы за средства от взятки) квартиры в Броварах в то время, когда он работал в Киевской областной прокуратуре.
Разгорелся и свежий скандал вокруг незаконной продажи земли семьей Сытника на территории оккупированного Крыма, с выплатой налогов в бюджет России.
Общество недовольно
Подучается, что в борьбе с коррупцией-2018 была ситуация "Много шума – и ничего". В результате большой опрос, проведенный недавно Фондом «Демократические инициативы» совместно с Центром Разумкова, продемонстрировал: украинцы не видят положительных сдвигов в борьбе с коррупцией за четыре с лишним года бурной антикоррупционной активности. И основная причина этого заключается в том, что те, кто с ней борются, сами коррумпированы так считает 61% опрошенных (в прошлом году – 57%).
А лично Артем Сытник занял третье место в антирейтинге так называемых «новых лиц» украинской политики – после и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун и главы НАК «Нафтогаз Украины» Андрея Коболева, «прославившегося» миллионными премиями. Характерно, что опрос был проведен социологической группой "Рейтинг" по заказу американского Международного Республиканского Института.
Читайте также: Поновлення Насірова – промовисте свідчення провалу судової реформи
В то же время, НАБУ явно не оправдало надежд Запада, для которого Бюро все больше становится «чемоданом без ручки». Более того, по информации из дипломатических кругов, в европейских посольствах нарастает негатив к НАБУ. Якобы Бюро несанкционировано прослушивало не только украинских политиков, но и ряд европейских дипломатов.
Тем не менее, несмотря на отсутствие результатов в борьбе с ТОП-коррупциией, до президентских выборов отставка Сытнику не грозит. В том числе и потому, что доверенное лицо президента Жебривский в этом месяце ушел с поста аудитора НАБУ. А по закону без аудита отставки быть не может.
Но после президентских выборов ситуация может измениться радикально. В зависимости от их исхода главе Бюро, возможно, придётся держать ответ и за нулевые (а то и «минусовые») результаты работы НАБУ. И по обвинениям в собственных коррупционных деяниях.
Есть сведения, что директор НАБУ собирается участвовать в парламентских выборах-2019 в составе одной их «новых» сил. В случае успеха депутатский мандат должен стать защитой от уголовной ответственности.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки