Именно два этих удара предопределили формирование российской политической системы
Грозный, конечно, хорошо знал, что делает. Вот два его стратегических удара, сформировавших модель российского будущего, точнее – российскую политическую систему.
Первый – геноцид Новгорода. Уж сто лет минуло, как дед Грозного уничтожил независимое Новгородское государство. Уже всё там было переделано под московитский, "низовской" стандарт. Уже давно прокатились по Новгородчине массовые аресты, множество семей насильно переселили в Низовские земли. Но душа Грозного не знала покоя. Новгорода не было, но оставались новгородцы, помнившие вольную старину, республику, вече и Ганзу.
Читайте также: Путин растратил свою магию: путь от царя до врага
Грозный понимал: тут мало просто репрессий, тут требуется резня, геноцид. Память о торгово-демократическом, договорном строе, о гордом вольном народе должна быть стёрта вместе с людьми, втоптана в кровавую грязь. Грозный видел: новгородская компонента – это опасный вирус, способный сбить настройки в системе ордынско-московского самодержавия.
Лютая ненависть Грозного к Новгороду, точнее – к новогородцам как типу русских людей на самом деле вполне рациональна и осмыслена. Грозный не верил, что его дед сделал всё.
Грозный был убеждён, знал, что новгородский дух, новгородский человеческий типаж – это не есть что-то наносное, периферийное; он исконен, глубок и укоренён, и посему его можно только искоренить – геноцидом. Доминирующим должен был остаться только тип московита как носителя соответствующих ценностей.
Второй удар – по русской аристократии, по гордым и смелым боярам-воинам, зачастую связанным, к тому же, родовыми узами с Западом, с Литвой, откуда шли вполне определённые "вредные" политические влияния. Аристократия – это всегда фактор ограничения монархии, фактор становления договорного правового строя. Требуя прав для себя, аристократия вольно или невольно начинает транслировать это и на другие слои общества.
Читайте также: Россияне готовят новую войну, куда втянут американцев и европейцев – журналист
Пример – английская аристократия с её Хартией вольностей. Грозный был достаточно образован, чтобы отлично видеть эти исторические параллели и потому стремился заменить аристократию служилым сословием, всецело зависящим от милостей царя-деспота восточного типа.
Повторяю, именно два этих стратегических удара предопределили формирование российской политической системы, существующей и поныне.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки