Грязные мечты Нацбанка. Мечта первая – "Сплит"
I have a dream! – рассказал недавно председатель правления Нацбанка Яков Смолий.
Мечта действительно есть. И не одна, а целых две.
Но не Якова Васильевича, а его первой заместительницы Екатерины Рожковой. Так случается, что мужчины воплощают мечты женщины, которая находится рядом. Вообще не понимая, почему это НЕ ЕГО мечта.
Разбираемся. Поможем Якову Смолию осознать и отбросить.
Мечта первая. "Сплит"
В известном фильме о психопате-убийце сплит – это разделение. Душа маньяка разбита на множество осколков, которые периодически берут верх друг над другом. Попался агрессивный осколок – он считает себя женщиной и идет убивать. Попался мирный – раскаивается в содеянном.
В понимании Нацбанка, сплит – это поглощение. Враждебное поглощение.
Читайте также: Високий рівень державного боргу й одне з головних питань у рік подвійних виборів
В 2018 году с подачи НБУ был вбит кол в сердце Нацфинуслуг. Комиссия действительно была не жилец. Еще во времена Кучмы ей доверили контролировать несколько сотен страховых компаний, кредитных союзов, ломбардов, компаний по управлению активами (КУА), негосударственных пенсионных фондов и финансовых компаний. Но власть дали, а денег не дали. Поэтому худо-бедно хватало на престижное здание в районе Майдана и собственную парковку. В остальном, у комиссии всегда не хватало банальных компьютеров.
Как следствие – позор и провал. Во время финансового кризиса 2009 года страховые мирно лопались, а кредитные союзы исчезли с деньгами вкладчиков. Нацфинуслуг разводила руками – дескать, у нас по отчетности полный порядок.
Примерно так же обстоят дела и сегодня. Поэтому выбить табуретку из-под ног Нацфинуслуг оказалось нетрудно.
Опеку над обездоленными (страховыми, кредитными союзами и прочими) решил взять на себя Нацбанк. Собственно, это он и называет "сплит".
НБУ говорит: у нас есть компьютеры. Мы надзираем за банками. Но благодаря Гонтаревой, мы тут сотню закрыли. Теперь есть свободные мощности. Будем контролировать этих. Давайте их сюда.
Реакция на это предложение, казалось бы, бурная. Поддерживают МВФ и Мировой банк.
Ну и, понятно, "сплит" поддерживают в Администрации президента. Что еще нужно?
А вот что нужно. Для начала – вспомнить события 2014-2017 года, когда НБУ закрыл почти 100 банков из двухсот. Закрыл он их за огромные проблемы с кредитами. Оказалось, что олигархи собирали депозиты населения и компаний, а потом выводили деньги в собственный карман. Объемы краж достигали СОТЕН МИЛЛИАРДОВ ГРИВЕН.
Но украли они не вчера. Владельцы банков систематически крали деньги на протяжении долгих лет.
Они крали при Ющенко красноречивом.
При Стельмахе косноязычном.
При Яценюке антикризисном.
При Стельмахе рефинансирующем.
При Арбузове семейном.
При Соркине молчаливом.
И, наконец, крали даже при Кубиве добродушном и при Гонтаревой кровавой.
Десятки лет за упражнениями банкиров наблюдал надзор НБУ. Тот самый, с компьютерами и большим количеством квалифицированных кадров. И – о горе – не смог помешать. Точнее, не захотел, потому что получал из липких рук банкиров свой сияющий откат.
Только при Стельмахе банкиры разворовали десятки миллиардов (!) рефинансирования, которое выдавалось для победы над кризисом. И что, правоохранители заинтересовались старым КГБ-шным банкиром? Нет, какое там! Они не могли даже заметить, что, будучи главой НБУ, Стельмах прикупил себе "Укринбанк" – правда, записав на другого человека. Но не нужно быть семи пядей, чтобы доказать, что банк был именно Владимира Семеновича Стельмаха. Было бы желание.
Вот факт: за все годы независимости не был осужден практически ни один сотрудник НБУ. Было исключение лишь раз – во времена Ющенко посадили одного из замов, и то его подставили. В остальном, никто даже не захотел задать нужные вопросы работникам Нацбанка.
Как это комментирует руководство НБУ? Правильно, никак не комментирует. Если прижмут к стенке, начинают истерично креститься и показывать пальцем на злых банкиров и олигархов. Дескать, это все они.
Читайте также: Венесуельський урок для наших популістів
А теперь задайте ключевой вопрос: можно ли доверять надзор за страховыми компаниями Нацбанку? Он проспал собственный рынок – проспит и эти.
Лично я убежден, что НБУ построит новые откатные схемы. Для видимости накажет несколько компаний – чтоб боялись. А потом откроет прием посетителей в рабочие и нерабочие часы.
Говоря еще проще, это новая коррупционная кормушка для Нацбанка. Вот почему первая зампред НБУ Екатерина Рожкова уже пару лет носится с идеей "сплита", ища поддержку то в Верховной Раде, то в Администрации президента. Это – ее мечта, а не Якова Смолия. Но, видимо, общую суть процесса понимает и он. Ведь страховые компании в Украине – это, прежде всего, инструмент оптимизации налогов. То есть, услуга востребована бизнесом. А ломбарды, финансовые компании и прочее – вообще нечего говорить.
Помню, до Евромайдана ученые страны обсуждали живую идею – забрать у Нацбанка функцию надзора и передать ее в отдельное учреждение. Но, как вы понимаете, кто же отдаст? Прошло время, и об этой идее все забили. Нет, ошибки в слове нет.
(о второй мечте – в следующем посте).
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки