Прачечная: как иностранцы оценивают риски отмывания денег в Украине
В Украине существуют значительные риски отмывания средств, из-за коррупции и незаконной экономической деятельности, в частности фиктивное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов и мошенничество. К такому выводу пришли члены Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию средств (MONEYVAL) в отчете, посвященном Украине.
Один из главных акцентов отчета, опубликованного 30 января 2018 года экспертами MONEYVAL, является то, что Украина имеет проблемы со сбором информации о финансовых операциях и преступлениях. Исследователи вполне обоснованно утверждают, что такого рода информация есть в правительственных структурах, в частности, в финансовой разведке. Однако украинские власти ничего не делают с этими фактами.
Тот массив информации, которым владеют государственные структуры, не используется как основа для уголовных производств. Именно поэтому в Украине очень мало приговоров судов по ст. 209 Уголовного кодекса ("Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем").
Читайте также: "Россия, ты в тупике", – Лилия Шевцова
Сотрудники Проекта по расследованию коррупции и организованной преступности (Organised Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP)), не имея прямого доступа к финансовой информации, в течение 10 лет проверили 1,3 млн. транзакций, связанных с 238 тыс. компаний, и в результате вскрыли масштабные схемы с отмывания денег в РФ. Почему эти операции не заинтересовали уполномоченные органы — вопрос риторический.
Следует отметить, что среди международных организаций, которые значительное внимание уделяют коррупции и вопросам борьбы с ней, кроме уже упомянутой MONEYVAL, особое место занимает FATF (Financial Action Task Force). Эта организация ежегодно готовит Annual report — сводные практические рекомендации по противодействию коррупции, отмыванию доходов и финансированию терроризма. Эти рекомендации — своеобразный стандарт для усовершенствования международного и национального законодательства о противодействии отмыванию доходов (аnti-money laundering law) и законодательства по борьбе с финансированием терроризма (counter terrorist financing law).
Три года назад специалистами FATF в последний раз проводился обстоятельный анализ системы органов предотвращения отмывания средств и финансирования терроризма в Украине на предмет соответствия международным стандартам. Данная процедура проводится для каждой из стран, которые являются членами FAFT или намерены вступить в организацию, и носит название National Risk Assessment (NRA).
В 2016 году международные эксперты указывали Украине на необходимость усиления роли органа финансового контроля (Financial Intelligence Unit) и особое внимание к раздуванию дел по финансированию терроризма и отмывания грязных денег. К сожалению, Украина только в конце 2018 года имплементировала отдельные шаги плана BEPS (Base erosion and Profit Shifting) противодействия процессам размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения. Это привело к потере огромного промежутка времени, в течение которого на подозрительные финансовые операции, в том числе политически значимых лиц, закрывались глаза, а не анализировались надлежащим образом.
Читайте также: Конец близок, или Россия ускоренно возвращается в СССР
Конечно, скандал, аналогичный скандалу с компанией "Тройка Диалог", возможен и в Украине — государственные органы пока неактивно работают в направлении выявления нарушений, но это не значит, что в этом направлении не работают журналисты. Правда, провести расследование в нашей стране будет сложнее — украинские финансовые компании гораздо меньше российских и при этом стараются пользоваться более разветвленной системой офшорных и низконалоговых юрисдикций. Именно поэтому таких крупных "прачечных" в Украине выявлено не было. Пока что.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки