Eurasia Group: Коротко о российском присутствии в Венесуэле
Что произошло на прошлой неделе:
После недавнего решения России направить около 100 "советников" (читай: солдат) и военную технику в качестве поддержки режиму Мадуро в Венесуэле, представители Белого дома неоднократно предупреждали Москву о том, чтобы она не вмешивалась в продолжающийся политический кризис в стране. На прошлой неделе госсекретарь Майк Помпео продолжал бить в барабаны, в своей речи он заявил, что "русские должны покинуть Венесуэлу". Однако они все еще там.
Почему это важно:
Москва отправляет контингент "советников" за границу не впервые – еще в 2015 году Кремль направил группу сотрудников для поддержки Башара Асада в Сирии. Это решение означало, что любое урегулирование сирийского конфликта должно осуществляться с участием Москвы. Именно так и происходит. У Вашингтона нет желания получить ту же картину в Венесуэле. Беспокоит то, что, поскольку Вашингтон и Москва преследуют каждый свои соответствующие геополитические цели в Венесуэле, воинственная риторика может привести к реальному насилию.
Читайте также: Венесуэльская нефть раздора
Что касается Вашингтона, то для него Венесуэла в настоящее время – единственная международная проблема, процесс решения которой он возглавляет в глобальном масштабе... другие страны фактически следуют его примеру. Поддержка, оказанная Вашингтоном временному президенту и главе контролируемого оппозицией Национального собрания Хуану Гуайдо, была быстрой и решительной, что открыло дверь для такого же шага со стороны более чем 50 стран.
Помимо добавления Вашингтону очков в борьбе за лидерство на международной арене события в Венесуэле влекут за собой важные последствия для внутренней политики США – наибольшее число венесуэльцев, находящихся в США, проживают в колеблющемся в избирательном смысле штате Флорида, происходящее в Венесуэле важно и для избирателей-американцев кубинского происхождения.
В более широком смысле, Венесуэла неоднократно использовалась Трампом как доказательство неудач социализма как политической идеологии. И хотя расследование Мюллера завершено, а Трамп потребовал публичного признания невиновности, любая история, касающаяся России, остается политически чувствительной темой для его администрации. Наконец, Венесуэла по-прежнему обладает крупнейшими в мире разведанными запасами нефти, поэтому то, что происходит в политической жизни страны, оказывает прямое влияние на мировые энергетические рынки, и является еще одним фактором, напрямую связанным с США.
Читайте также: Reuters: США приказывают иностранным компаниям сокращать торговлю нефтью с Венесуэлой
Что касается России, ее постоянное присутствие в Венесуэле можно разделить на две сферы: экономическую и геополитическую. Россия потратила десятилетия на усиление позиций на экономическом фронте, инвестируя в Венесуэлу и венесуэльскую нефть – отчаянное экономическое положение Венесуэлы позволило российскому нефтяному гиганту Роснефть скупить основные активы (например, половину Citgo) по дешевке. Но теперь цены на нефть резко упали, Мадуро оказался "пассивом", а значительная часть нефтяных доходов России зависит от некачественной нефтяной инфраструктуры Венесуэлы. Тем не менее, Россия не может просто сократить свои потери и идти дальше – Каракас должен Москве более 6 млрд долларов; "Роснефти" – 3 млрд долларов или около того. России нужно убедиться, что она получит эти деньги, будь то от Мадуро или от того, кто его сменит.
Действуя на геополитическом фронте, Путин провел большую часть двух десятилетий, выстраивая отношения с руководством Венесуэлы. Он постарался обеспечить хорошие отношения с геополитически значимой страной (как с точки зрения производства энергии, так и с точки зрения своего расположения в непосредственной близости от США). Нынешний политический кризис также дает России возможность продемонстрировать свою способность проецировать силу на другую сторону земного шара – знак истинной глобальной мощи – а также продемонстрировать другим мировым лидерам, что Россия способна позаботиться о своих давних союзниках.
Что будет дальше:
Если оставить в стороне риторику, видно, что Россия не стремится к тому, чтобы добиться в Венесуэле результатов подобных достигнутым в Сирии. Во-первых, изменение результатов в Венесуэле далеко не так впечатляет, как в Сирии. Во-вторых, администрация Трампа гораздо больше инвестирует в результаты в Венесуэле, чем когда-либо в Сирии. В-третьих, среднестатистического россиянина не очень волнует латиноамериканская страна, находящаяся за полмира, когда у него множество насущных проблем, с которыми приходится иметь дело – новое исследование, опубликованное российским государственным статистическим агентством, говорит, что 80% Российские домохозяйства пытаются "свести концы с концами". Это делает Венесуэлу сомнительным козырем для Путина.
Другими словами, Путин не хочет позволить тонущему политическому кораблю Мадуро потянуть за собой Россию. На данном этапе любой иностранной державе потребовались бы усилия Геркулеса, чтобы спасти президентство Мадуро ... и остается открытым вопрос, есть ли у России финансовые ресурсы, чтобы сделать это, даже если бы она этого хотела.
Но не заблуждайтесь – ходатайство о введении военного контингента, пусть даже небольшого, удовлетворенное Москвой – это явный признак того, что Россия полна решимости оставить за собой право влиять на будущее Венесуэлы… независимо от того, каким это будущее будет для Мадуро. Но правда в том, что обладание правом голоса при определении будущего страны очень сильно отличается от того, чтобы диктовать это будущее.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Eurasia Group
Перевод UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки