MENU

Аtlantic Сouncil: Пора пригласить Грузию в НАТО

1553 0

В марте во время визита в Тбилиси генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг повторил обещание десятилетней давности: Грузия в конечном итоге присоединится к западному военному альянсу. Тем не менее, несмотря на комментарии Столтенберга, заметных свидетельств того, что членство Грузии гарантировано, мало.

В 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте Североатлантический союз приветствовал трансатлантические устремления Грузии и Украины и согласился с тем, что обе страны в конечном итоге станут членами НАТО. С тех пор Грузия сделала значимые шаги в политической, экономической и военной сфере в направлении запада.

Государства-члены НАТО и сама Грузия во многих отношениях стремились обосновать высокие требования, обозначенные в Бухаресте. Наряду с предоставлением пакетов помощи в сфере обороны и внутренними реформами более 11 000 грузинских военнослужащих внесли свой вклад, участвуя в миссии НАТО в Афганистане. И тем не менее, сегодня, почти одиннадцать лет спустя, все та же отрезвляющая реальность, что и в 2008 году окрашивает атмосферу дискуссий о вступлении Грузии в НАТО: у Грузии нет Плана действий по членству (ПДЧ).

Читайте также: Україна й НАТО: ми самотужки викопали собі яму

Основной причиной этого является нежелание стран-членов НАТО. Территориальная целостность Грузии частично нарушена с начала 1990-х годов. Россия, помимо поддержания миротворческих контингентов в сепаратистских регионах Абхазии и Южной Осетии и признания государственности этих регионов, со времени саммита в Бухаресте категорически выступает против членства Грузии в НАТО.

Россия, по словам Александра Вершбоу, выдающегося сотрудника Центра стратегии и безопасности им. Скоукрофта при Атлантическом Совете, "считает, что может заблокировать вступление в НАТО, оккупировав территорию Грузии (и Украины). Грузия застряла в подвешенном состоянии, пока Россией правят лидеры, готовые применить силу, чтобы заблокировать ее путь к НАТО".

Перспектива членства Грузии вызывает обеспокоенность по поводу ответственности НАТО в случае возможной эскалации военных действий поддерживаемых Россией сепаратистов в Абхазии и Южной Осетии.

Существуют законные опасения относительно положения о коллективной обороне НАТО – статьи 5 Вашингтонского договора – и того, как членство Грузии в случае эскалации со стороны России в Абхазии и Южной Осетии или против Тбилиси заставит НАТО противостоять агрессии Владимира Путина на Южном Кавказе. Однако формулировка статьи 5 допускает проведение консультация и обсуждений в Североатлантическом союзе в случае военного удара по любому из его членов, с тем чтобы можно было выработать и адаптировать соответствующий ответ.

По словам Александра Вершбоу, занимавшего должность заместителя генерального секретаря НАТО с 2012 по 2016 год, Альянс может "согласиться с тем, что гарантия безопасности согласно статье 5 будет распространяться только на те части Грузии, которые находятся под контролем грузинского правительства". Такой шаг подтвердил бы гибкость НАТО и готовность противостоять российским провокациям, эти качества Альянса под вопросом с момента аннексии Крыма в 2014 году и российского вторжения в восточную Украину.

Семидесятилетняя история НАТО, в которой преобладала холодная война, показала, что членство в Североатлантическом союзе является эффективным сдерживающим фактором для российской агрессии. Хотя в 2019 году такое положение вещей может измениться, демонстрация приверженности политике открытых дверей и приглашение Грузии в свои ряды все же могут быть лучшим способом противодействия разрушительной деятельности Путина.

Более того, многие параметры грузинского государства демонстрируют небывалую ранее готовность  стать членом Западного альянса. Президентство Саломе Зурабишвили имеет откровенно прозападный настрой. Премьер-министр Мамука Бахтадзе возглавляет правительство, старающееся доказать свою готовность проводить реформы и осуществлять евроатлантическую интеграцию, и, что, пожалуй, самое важное, январский опрос Национального демократического института показал, что 78 процентов грузин, самый высокий показатель с 2013 года, поддерживает идею членства в НАТО для своей страны.

Читайте также: Як Україні співпрацювати з НАТО

Если призрак конфронтации с Россией по-прежнему не позволяет НАТО действовать в соответствии с ее политикой "открытых дверей" и не позволяет грузинам реализовать свое продемонстрированное желание повернуть к Западу, НАТО столкнется с тем, что его влияние на Южном Кавказе уменьшится, а идея Процветающей демократии подавлена ​​российским вмешательством.

4 апреля исполнилось 70 лет со дня подписания Вашингтонского договора об учреждении НАТО. В то время, когда международные нормы и трансатлантическое сотрудничество кажутся более уязвимыми, чем когда-либо прежде, Североатлантический союз должен удвоить свою миссию по обеспечению безопасности и процветания европейских государств. Наконец, предоставление Грузии возможности внести свой вклад и извлечь выгоду из членства в НАТО покажет, что "возраст" не уменьшил устойчивость и адаптивность Североатлантического союза.

НАТО должен воспользоваться моментом и выполнить данное десять лет назад обещание. Нежелание идти на риск может дискредитировать декларации НАТО и оттолкнуть грузин, которые, несмотря на все усилия России, сохранили свою решимость идти по пути евроатлантической интеграции. Предоставление Грузии обещания в качестве защиты в условиях все более опасного соседства может лишь побудить Россию воспользоваться колебаниями Запада и затормозить незначительный прогресс, достигнутый в Тбилиси до сих пор. При многих разговорах,  но без каких-либо значимых действий в отношении ПДЧ комментарии Столтенберга могут звучать для грузин как упрямый рефрен.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Оригинал – Аtlantic Сouncil

Перевод  UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини