Курс на cashless и госконтроль: как работает платежный рынок Беларуси
Изучать особенности других стран всегда интересно. Например, не так давно я рассказывала о том, как платят в Японии. В стране Восходящего солнца есть свои причуды — прочное доминирование наличных и популярность QR-кодов. Сегодня отдохнем от экзотики — расскажу о том, как работает транзакционный бизнес Беларуси — обманчиво близкой, но очень понятной по логике происходящего.
Наличные vs «безнал»
Традиционно для постсоветской Восточной Европы, в Беларуси доминирует наличка. Как и в Украине, в РБ практически везде можно расплатиться картой или телефоном с NFC, но много где кэш не спешит уходить со сцены. Причин много — это пенсии, мелкие магазины, которые упорно сопротивляются терминалам, неразвитый транспорт — в маршрутке не рассчитаешься картой.
Сейчас в Беларуси более трети расчетов проводятся картами — по состоянию на 2017 год этот показатель достигал 35,4%, а ежегодный рост составляет 3-5%. В начале 2019 года на руках у жителей страны было 15 миллионов банковских карточек (это более чем на 5 млн больше населения Беларуси!), а у каждого платежеспособного беларуса было 2-3 карточки.
Беларусский fintech
Беларусь не была бы Беларусью, если бы там не существовала монопольная финтех-система, созданная государством. И она есть — это Единое рассчетно-информационное пространство, ЕРИП. Звучит немного пугающе, но зато ЕРИП дает возможность оплатить множество услуг — коммуналку, пошлины на дороги, штрафы ГАИ. ЕРИП также предусматривает возможность подключения терминала или оплату через QR-код. А найти это «пространство» можно в отделениях 23 банков и местной почты. Удобно, мне кажется, хоть и очевиден тотальный госконтроль.
Читайте также: Наличные и QR-коды: как работает платежный рынок Японии?
Несмотря на отсутствие закона о регулировании fintech-сферы, Беларусь сложно назвать страной, где эта отрасль процветает. В силу особенностей государственной политики, здесь регулируется даже то, что не должно. В такой ситуации, главным агрегатором финтеха становится то самое ЕРИП, на котором регистрируются беларусские финтех-проекты.
Местные специалисты возлагают надежды на концепцию проекта профильного закона «О платежных системах и платежных услугах в Республике Беларусь». Он должен сделать сферу финтеха более прозрачной для игроков, инвесторов и стартапов. Пока же «синеокая» не может похвастаться каким-либо примечательным продуктом финансовых технологий, в отличие от Украины.
Электронные деньги в Беларуси
Беларусь — удивительно равномерная страна, и даже Visa и Mastercard здесь держат паритет: обеими системами пользуются по 4,7 млн чел. Еще 4,3 миллиона — за местной разработкой БЕЛКАРТ и 1,2 млн — БЕЛКАРТ Maestro.
Несмотря на то, что в последние годы власти Беларуси стремятся наладить диалог с Европой и не забывать об Украине, сложно отрицать, что РБ крепко сидит на орбите России. Значительная часть беларусских платежных систем так или иначе связаны с Россией.
Благодаря санкциям в адрес РФ мы, украинцы, уже начали забывать эти названия, но в Беларуси они все еще в ходу. В 2018 году выпуском электронных средств в РБ занимались МТС Деньги, Банк Решение (QIWIБел, iPay), БПС-Сбербанк (ePay), Паритетбанк (iPay), Приорбанк (ОСМП, iPay, Belqi), Технобанк (Webmoney). Доступ к электронным деньгам Беларусбанка и Приорбанка дают карточки Мастеркард; а вот Белгазпромбанк ориентируется на нерезидентов — Euroberlio и Росберлио-Карт, Альфа-Банк, БПС-Сбербанк погашают цифровые средства других нерезидентов — ёКард и Яндекс.Денег.
Читайте также: В Україні дозволили використовувати смартфони та планшети замість касового апарату
С помощью электронных денег беларусы, как и мы, оплачивают мобильную связь, коммунальные услуги, покупки в интернет-магазинах, выплачивают штрафы и кредиты. А, к примеру, систему Берлио в РБ используют для оплаты топлива.
Выводы
Беларусь, как я уже говорила, пока не блещет инновационными финтеховыми проектами, однако потенциал там явно есть (достаточно вспомнить беларусские игровые студии вроде Wargaming). Правда, чтобы раскрыть этот потенциал, придется постараться. Поскольку самое главное обстоятельство Беларуси — это нынешний формат государственного управления, то будет отлично, если государство подкинет финтеху возможности для развития. Как видим, уже сейчас есть такие попытки.
Пока же, на примере ЕРИП, да и других отраслей, Беларусь крайне централизована. Пойдет ли это на пользу местному fintech? Поживем — увидим.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки