MENU

"Новые отверженные" Украины преодолели спираль молчания

4142 0

Интернет оказывает непосредственное влияние на доминирующий общественный уклад. В развитых странах всемирную сеть регулярно используют около 90% населения (в Украине - 65%).

Стремительное развитие сетевых взаимодействий отодвинули на задний план традиционные средства коммуникации. Огромное количество людей, которые до появления Интернета были пассивными потребителями продуктов СМИ и вели “дебаты на кухнях”, получили голос и возможность быть услышанными. По экспоненте увеличилось количество обсуждаемых проблем и вариантов их решений. Произошло идеологическое дробление общества, кардинально изменившее структуру коллективного сознания.

Сегодня именно в Интернете зарождаются информационные потоки, формируется отношение к социально-политическим и экономическим событиям, проводится их оценка. Из онлайна уже сформировавшиеся общественное мнение выходит в оффлайн и становится реальностью.

Читайте также: Фейсбук потерпел поражение на выборах президента Украины

Вместе с тем, сеть диктует свои правила. Вне зависимости от важности и сложности повестки от пользователей требуются моментальные реакции. Фокус с содержательной части идей автоматически смещается на эмоциональную составляющую и способность идей самораспространяться. Рациональность перестает быть решающим фактором, наружу вырываются базовые инстинкты.

Объединение пользователей социальных сетей в группы, совместное распространение контента, лайкание/дизлайкание активируют стадный механизм и его вторичное проявление – идентичность.

Между тем, совокупность условных и безусловных рефлексов делает поведение юзеров прогнозируемым и управляемым. Всемирная паутина становится элементом в цепочке случайных и умышленных воздействий на эмоциональное подавление или мобилизацию пользователей.

В политическом контексте, страны, где традиционные СМИ находятся в орбите влияния правящих элит, сеть становится альтернативным способом распространения информации и превращается в арену политических баталий. Интернет способствует созданию дополнительных квазиреальностей, и при определенных условиях, социальное будущее перестает быть линейным продолжением прошлого.

В случае с идентичностью, на генетическом уровне, большинство всегда пытается подавить и изолировать меньшинство. Но принятие доминирующей позиции не означает согласие с ней и может приводить к дезориентации общества и социальным взрывам.

Согласно теории Э. Нойман, чтобы не оказаться в изоляции, индивид самоограничивает себя в высказываниях, если его воззрения противоречат доминирующим общественным установкам, распространяемым информационными каналами или ближайшим окружением индивида. "Спираль молчания" раскручивается по мере усиления распространенной точки зрения, и может раскручиваться до принятия реальным большинством позиции молчания. В такие моменты, появление более сильных объединяющих идей или изменения в информационном пространстве способствует преодолению эффекта спирали. Появляются мультиклассовые коалиции с новыми признаками идентификации, обнаруживая другое большинство.

При этом катализатором не всегда выступают объективно существующие структуры. Консьюмеристская система ценностей и установок современного общества полностью изменила архитектуру электоральной реальности. Избиратель делает не политический выбор, а приобретает конкретный набор благ и яркие маркетинговые решения.

Читайте также: Трагедия победивших: большинством быть некомфортно

На пьедестал восходят техники, способные обеспечить максимальный отклик населения. Сюда относятся технологии подстраивания под требования народа, использование ожиданий, создание сильных личностей, прямое взаимодействие с массами, простые решения сложных проблем и прочее. Все эти методы являются составными компонентами популизма, который апеллирует к простоте и естественности, чтобы заполучить большее число приверженцев.

Взывая к эмоциям широких масс, популисты используют сильнейший социальный антагонизм: между государственным аппаратом и народом. Идея противостояния разделяет общество на "своих" и "чужих", формируя надклассовое единство.

В зависимости от уровня развития общества, страхов и проблем вынесенных в публичный дискурс создается образ врага. Это могут быть мигранты, элита, меньшинства, олигархия, богачи, коррупция и так далее.

В то же время, "свои" – это всегда угнетенные слои населения, выброшенные на обочину несправедливостью существующей системы. Они страдают от затяжных кризисов и не могут в полной мере пользоваться результатами экономического развития и технического прогресса.

На протяжении долгих лет обострение социальных антагонизмов во всех странах мира способствовали появлению "новых отверженных". Резкие повороты то вправо в сторону лучших образцов либерализации, то налево к социальному равенству вписали в ряды "новых отверженных" большую часть среднего класса, рабочих, представителей малого бизнеса и молодежь. Эйфория от смены курса и следующее за ней разочарование в новых стратегиях обуславливали движение по “спирали” и последующие взрывы антиэлитных настроений.

В США и Великобритании неожиданную победу одержали правые популисты. Во Франции победил Э. Макрон, создавший партию за год до начала избирательной кампании. Левые популисты с идеями прямой демократии и электронного правительства добились значительных успехов в Португалии ("Левый блок"), Италии ("Движение пяти звезд"), Греции ("Сириза"), Испании ("Подемос"). Теперь и Украина приобщилась к мировым тенденциям.

Невыполнение элитой своих обязательств перед народом сформировало запрос на антисистемные движения. А идеологическое сближение традиционных партий, современные технологии коммуникации и выросший уровень персонификации государственных деятелей обусловили снижения барьеров входа в политику.

Важнейшую роль стали играть не специальные знания, а харизматичность лидера, его человеческие характеристики и их соответствие массовому сознанию. Интернет-коммуникации создали возможности для общения с широким фронтом депривированных слоев населения. При этом лидер протеста оказывается наравне с избирателями, может апеллировать к общим проблемам и потребностям народа, строить горизонтальные сети, тем самым преодолевая спираль молчания.

Читайте также: Миф про "маленького человека": как мы снимаем с себя ответственность за судьбу страны

Непрерывное воздействие на эмоции и личные/групповые убеждения, стабильный диалог с электоратом максимально увеличивают охват кампании. Коммуникация людей организуется таким образом, что они сами создают необходимую информацию. И если возмущение несправедливостью системы доходит до уровня, когда существенные доказательства уже не требуются, граница между реальностью и вымыслом стирается. Появляются новые паттерны, не подвластные традиционной пропаганде.

В такие моменты лидер мобилизует большинство, занимавшее позицию молчания. Избиратель по размеченной дороге проходит путь к кабинке для голосования.

Однако победы, выстроенные на настроениях "новых отверженных" не гарантируют развитие движений и реализацию программных пунктов.

Определяющим становится то, насколько объявленные предвыборные обещания будут выполнены, ожидания людей – оправданы, и изменится ли жизнь к лучшему.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Александр ВАРАВА


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини