Washington Post: Как новый президент Украины преодолел исторический разрыв
21 апреля украинский актер, комик и исполнитель Владимир Зеленский во втором туре украинских президентских выборов одержал окончательную победу над действующим президентом Петром Порошенко. Зеленский руководил популярной труппой "Квартал-95" и играл вымышленного президента Василия Голобородько в популярном украинском телесериале "Слуга народа".
Необычный путь Зеленского к президентству стал темой заголовков новостей по всему миру – но эта история также и о другом. Модель поддержки Зеленского заметно отличается от нарратива о расколе между Востоком и Западом, который характеризовал украинскую политику в течение последних 20 лет.
Каков был характер выборов в Украине до 2014 года
Аналитики часто изображают политику в Украине как постоянную борьбу между проевропейским Западом и пророссийским Востоком. Однако украинская политика намного шире границ такого анализа. Киевский международный институт социологии классифицирует Украину как государство, имеющее четыре макрорегиона, основанных на общих культурных, экономических и исторических связях: Восток, Запад, Центр и Юг.
На Востоке проживает по большей части этническое русское население. Запад является националистическим – Советский Союз аннексировал большую часть этого региона после Второй мировой войны, против советской власти было продолжительное восстание. Проблемы, относящиеся к этим двум регионам, характеризовали украинскую политику первого десятилетия XXI века.
Читайте также: Аtlantic Сouncil: Что означает победа Зеленского для Украины
Президентские выборы в Украине в 2004 и 2010 годах вращались вокруг видения международной ориентации страны – Россия или Евросоюз. В 2010 году Виктор Янукович представлял более пророссийское крыло, а Юлия Тимошенко была на проевропейской стороне.
На картах ниже показано распределение голосов за Януковича и Тимошенко по регионам. Поражает поляризация между Востоком и Западом: Янукович набрал почти 90 процентов голосов в восточных регионах, в то время как Тимошенко получила сопоставимые доли голосов во многих западных регионах.
Избиратели на Юге в основном поддержали Януковича, а жители Центра поддержали Тимошенко, однако между регионами существуют значительные различия. Юг населён преимущественно русскоязычными этническими украинцами. До революции Майдана в регионе была относительно сильна поддержка пророссийских политиков. В отличие от Восточной Украины, в любом из регионов Юга сепаратистские настроения были достаточно низкими, кроме Крыма.
Читайте также: 10 способов взаимодействия, которые должен применить Запад в отношении Украины после выборов 2019 года – Аtlantic Сouncil
Центр Украины также значительно отличается от запада. Регион в течение долгого времени находился под советским контролем и пережил существенное сокращение населения, связанного с голодомором 1930-х годов. Этот регион преимущественно аграрный, этнически и лингвистически украинский, но не такой националистический, как Запад.
Центр и Юг совокупно составляют более половины всего населения Украины. Кандидат, который мог бы мобилизовать избирателей с Юга и Центра, мог бы преодолеть поляризацию между Востоком и Западом.
Зеленский задал новый курс
Вот какое изменение произошло только что в стране: Зеленский преодолел конфликт между Востоком и Западом в украинской политике. На карте ниже показан процент голосов, которые Зеленский получил в каждом избирательном округе Украины в первом туре президентских выборов 2019 года.
Наибольшую поддержку Зеленский получил на юге, исключительно высокой она была в его родном городе Кривой Рог и прилегающей Днепропетровской области. Следующим по позитивности регионом для него был Центр, особенно регион столицы, Киева. Самые низкие уровни поддержки наблюдались в частях самых восточных районов Донецка и Луганска, имевших возможность участвовать в выборах, и трех областях на западе: Ивано-Франковской, Львовской и Тернопольской.
Так что же произошло? С одной стороны, частично риторика Зеленского нашла отклик у избирателей по всей Украине. Тем не менее, столь же важным был сдвиг в массовых настроениях против раскольнической риторики предыдущих кампаний.
Зеленский не баллотировался ни как пророссийский, ни как явно националистический кандидат. В то время как Зеленский в основном говорил по-русски во время своей кампании, он подчеркнул важность украиноязычного образования для будущих поколений. Зеленский также предлагал прямые переговоры с Россией по поводу ее оккупации Крыма и прекращения сепаратистского конфликта на Востоке, но не допускал возможности отказа от этих регионов.
Вместо того, чтобы использовать тему войны или языковые проблемы, Зеленский выдвинул программу реформ. Он предложил упростить бюрократию и налоговый кодекс, привлечь инвестиции, привлечь к ответственности коррупцию и обуздать олигархический класс страны, а также настаивать на возможном членстве в НАТО и Европейском союзе.
Что думает общественность?
Мы поговорили с несколькими украинскими избирателями и лидерами гражданского общества на юге и в центральной Украине о Зеленском накануне второго тура выборов. В какой-то степени избиратели, казалось, были рады новизне платформы Зеленского. Михаил, избиратель из центрального Полтавского района, сказал: "У Зеленского в команде замечательные и достойные люди. Мы голосуем за что-то новое".
Алексей, руководитель гражданского общества в Полтаве, предположил, что избирателей, возможно, привлекло отсутствие у Зеленского явно пророссийской или националистической идентичности. Он отметил, что "незадолго до выборов риторика (Зеленского) сменилась на проукраинскую и проевропейскую, хотя часть избирателей по-прежнему считала его пророссийским".
Избиратели, возможно, также поддержали Зеленского, рассматривая это как способ протеста против политической элиты, которая долгое время доминировала в украинской политике – особенно действующего президента Петра Порошенко. Анна, 22-летняя студентка из Киева, сказала, что "проголосовала за будущее и против Порошенко".
Дмитрий, 39-летний сторонник Порошенко, жаловался: "Они голосуют не за Зеленского, а против Порошенко. Какова платформа Зеленского? Никто не может сказать, но все знают его лицо, поэтому они голосуют за него".
Настала ли новая эра в украинской политике?
Уход от темы разрыва между Востоком и Западом в украинской политике является еще одним свидетельством того, что демография – не судьба. Исследования говорят о том, что и действия политиков, и стихийные события могут со временем изменить национальные политические альянсы.
Сохраняющаяся актуальность коалиции Центр-Юг будет зависеть от успеха Зеленского во время пребывания в должности. Немногие президенты Украины сохраняют свою популярность в течение первых сроков полномочий, и только один был переизбран. Позиция Зеленского может быть особенно непрочной, потому что многие голосовали за него как способ противодействия политическому истеблишменту. Время покажет, достаточно ли коллективного противодействия истеблишменту, чтобы поддерживать релевантность Центра и Юга в отношении Востока и Запада.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Washington Post
Перевод – UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки