The New York Times: Китайцы стекаются к сибирскому озеру Байкал, местные жители недовольны
Когда Андрей Суханов увидел, что строящийся по соседству отель, принадлежащий китайцам, вот-вот загородит масштабный вид на озеро Байкал, открывающийся из его маленького деревенского мотеля, он выпил водки для храбрости, взял цепную пилу и спилил восемь деревянных столбов, поддерживавших конструкцию.
Ничего не рухнуло, и вместо осуждения к Суханову отнеслись как к герою за то, что он выступил против китайцев, чье растущее присутствие вокруг озера Байкал является источником глубокого недовольства. Его действия стали объединяющим лозунгом среди растущего потока петиций, протестов и судебных дел, направленных на блокирование действий китайцев вокруг озера и в прилегающих районах.
"Если мы позволим им, китайцы возьмут верх, – сказал 57-летний Суханов, бежавший из Санкт-Петербурга десятилетия назад ради тихой жизни у сибирского озера, самого крупного в мире и самого глубокого водоема с пресной водой, – Они просто украдут все деньги, а местные жители ничего не получат".
Читайте также: На дне Байкала нашли сотню автомобилей
Президент Владимир Путин повернулся в сторону Китая пять лет назад, после того, как аннексия Крыма испортила отношения с Западом. Китай стал новым лучшим другом России, их объединяет торговля, дипломатия и даже военное сотрудничество для противодействия американскому влиянию во всем мире.
Тем не менее, эта предполагаемая новая эра китайско-русской дружбы демонстрирует явную напряженность в Листвянке, старом курортном городке на озере, поскольку наплыв китайских туристов и предприятий подпитывает постоянный страх России перед китайским захватом земель и вызывает опасения по поводу загрязнения озера.
В то же время местные власти видят в притоке туристов лучшую надежду на новые рабочие места и экономическое развитие в бедном регионе.
Число китайцев выросло на 37% по сравнению с предыдущим годом, и ожидается, что рост будет продолжаться, поскольку Пекин находится всего в двух часах полета, в отличие от шести часов до Москвы, расположенной в 2700 милях на запад.
Многие россияне считают, что озеро Байкал, которое вмещает около 20% пресных поверхностных вод Земли, находится в осаде.
Живописное озеро, обрамленное сосновыми лесами и далекими горными вершинами, привлекает посетителей и летом, и зимой, когда даже грузовики могут перемещаться по толстому насыщенно синему льду.
Но слабая инфраструктура Листвянки не может справиться с канализацией и мусором, создаваемым нынешним числом приезжающих, и жители содрогаются от мысли о том, что приедут еще десятки тысяч китайцев.
Местные власти привлекли к суду владельцев как минимум 10 отелей, построенные на средства китайцев, обвинив их в незаконном строительстве на участках, предназначенных для домов на одну семью или в других нарушениях.
Районный суд постановил снести две гостиницы в начале этого года, и восемь других, вероятно, постигнет та же участь.
Китайцев обвиняют не только в том, что они ни во что не ставят местных жителей, но и в попытке выкачивать саму воду.
Этой зимой строительство нового завода по розливу воды для экспорта в Китай из деревни под Листвянкой побудило более 1,1 млн россиян по всей стране подписать онлайн-петицию, осуждающую это.
Районный суд Иркутска, сославшись на экологические проблемы, приостановил строительство завода в марте.
Местные жители говорят, что больше всего раздражает то, что китайцы не платят налоги на бизнес.
"Они не платят нам ни копейки, – ворчит Суханов, – Если бы они платили 20% в местный бюджет, как полагается, мы бы получили инфраструктуру и школы, которые нам нужны".
Меж двух огней между китайскими деловыми интересами и местными жителями оказался Александр А. Шамсудинов, мэр Листвянки с населением 2 122 человека.
Шамсудинов провел большую часть 2018 года под домашним арестом, так как его обвинили в превышении полномочий после выдачи в поселке разрешений на участки, предназначенные для одной семьи. Многие из этих участков вскоре превратились в незаконные гостиницы для китайских туристов.
В поселке нет центральной системы водоснабжения и канализации. Мусор накапливается, второстепенные дороги остаются грунтовыми, а один основной детский сад располагается в старом деревянном бараке, где нет санузла.
Марина Рихванова, эколог, говорит, что она больше не пьет воду из озера возле какого бы то ни было селения. Поллютанты, попадающие в озеро, вызывают цветение водорослей.
"Это коктейль из микробов", – сказала она.
Мэр, офицер полиции в отставке, отмечает, что федеральное правительство должно составить план развития, в котором были бы уравновешены потребности приезжающих и жителей.
"Все кричат, что Байкал – это жемчужина России и объект всемирного наследия ЮНЕСКО, но избавление от мусора и другие экологические проблемы ложатся на спины мэров небольших городов", – подчеркивает Шамсудинов.
Местные жители часто ворчат, что китайцы называют Байкал Северным морем, его древним ханьским названием. Некоторые убеждены, что Пекин тайно замышляет вернуть озеро и огромные, малонаселенные районы вокруг, которые были уступлены Российской империи по договору 1858 года, который Китай издавна считает несправедливым.
Китайские туристы, в основном, не замечающие ворчания, наслаждаются озером Байкал.
На вопрос, почему они приехали, одна китайская пара, воспользовавшись смартфоном, воспроизвела популярную китайскую песню "На берегу Байкала", в которой рассказывается, что нужно отвезти свою любовь к озеру. Это стало вдохновением для многих туристов.
Алексей Джао, 37-летний бизнесмен из Китая и гражданин России, поет другую песню.
Читайте также: Блакитні лагуни в Україні: найчистіші озера та кар’єри для купання. ФОТО, ВІДЕО
В прошлом году он построил два больших дома в лесу над Листвянкой. Его гостевой дом Baikal Seal Guesthouse изначально задумывался как частный дом, сказал он.
Это приятный комплекс с причудливыми скворечниками, прибитыми к окружающим деревьям, и уютными комнатами, отделанными сосной.
По словам Джао, он готов сделать все, чтобы узаконить это место, но его разрешение на строительство было отозвано, и он ожидает приказа о сносе. Многие китайские владельцы надеются продать имущество до прибытия бульдозеров.
"В Листвянке не все спокойно, – говорит Джао, который планирует переехать в Москву, – Налицо вся эта националистическая напряженность".
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на The New York Times
Перевод – UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки