MENU

Засуха уничтожит целые районы Ближнего Востока и Северной Африки. Может начаться война за исчезающие ресурсы

1579 0

Засуха уничтожит целые районы Ближнего Востока и Северной Африки. А там, где люди смогут выживать, может начаться война за исчезающие ресурсы.

Глобальное потепление не щадит Ближний Восток. Есть все признаки, что именно этому региону от климатических изменений придется хуже всего. Летние температуры по региону увеличатся вдвое относительно среднестатистического потепления по миру.

Продолжительные периоды жары, опустынивание и засухи сделают целые районы Ближнего Востока и Северной Африки непригодными для жизни. А в тех местах, где люди по-прежнему смогут выживать, климатические изменения могут подхлестнуть безжалостную войну за исчезающие ресурсы.

И хотя потепления уже не предотвратить, власти региона и их международные партнеры до сих пор мало что делают, чтобы интегрировать климатические изменения в свою стратегию предотвращения нестабильности и конфликтов. В то время, как им следовало бы уже сейчас предвидеть новый Ближний Восток, в котором потепление усугубляет вооруженные столкновения, подрывает способности государств и провоцирует конфликты за ресурсы.

Гражданские беспокойства и вспышки вооруженных столкновений 

Лучший пример того, как потепление влияет на способности властей контролировать население — это положение в Сирии. Климатические изменения стали причиной многолетних засух, предшествовавших гражданской войне, которая не утихла до сих пор. Эти засухи привели крестьян из провинций в города вроде Дамаска и Алеппо, чрезмерная концентрация людей создала все предпосылки масштабных политических возмущений. Разумеется, это не климатические изменения заставили Башара Асада безжалостно расправляться с собственным народом, однако они предопределили противостояние, которого в противном случае можно было избежать.

Климат привел к экономической безнадежности и миграции, которая усилила вялотекущие конфликты, в том числе и "приватизацию" власти Асадом, усугубившую неравенство. Климат уничтожил связи диктатора с сельским, перебравшимся в города, населением. Чем жарче становится на Ближнем востоке, чем меньше там становится еды и чем хуже экономике — тем больше местных государств оказываются на краю бездны кровавой бойни.

Читайте также: На Ближнем Востоке стираются с лица земли жемчужины мировой цивилизации

Сокращающееся вследствие климатических изменений количество воды станет еще одним источником конфликта. В то время, когда Исламское государство контролировало большие районы в Ираке и Сирии, оно захватывало контроль над дамбами, поставлявшими питьевую воду, электричество и орошими поля миллионам, живущим вдоль рек Тигр и Евфрат.

Столкновения с курдскими и иракскими силами оставили без воды шиитские святыни Кербелу и Эн-Наджаф. В речном бассейне живет свыше 23 миллионов людей, а эксперты прогнозируют: из-за глобального потепления Тигр и Евфрат "исчезнут уже в этом веке", и борьба за все, что останется, станет еще более суровой, если оспариваемый политический контроль вернется к Плодородному полумесяцу.

Ресурсы государств иссякают 

С каждым годом климатические изменения будут все больше усложнять для правительств ближневосточных стран задачу предотвращения беспорядков. Во-первых, все чаще природные катастрофы будут уменьшать государственные возможности по предоставлению необходимых ресурсов и облегчению нужд пострадавших. На Ближнем Востоке, которому часто жизненно нужна иностранная помощь, донорам придется работать удвоить усилия для того, чтобы продолжать обеспечивать стабилизацию и государственные проекты, одновременно с этим ввозя гораздо больше гуманитарной помощи.

Читайте также: Трамп: Коалиция освободила 100% территории ИГИЛ в Сирии и Ираке

Во-вторых, у всех, задействованных в нефтедобывающей области, станет намного меньше ресурсов, поскольку, реагируя на климатические изменения, мир перейдет на чистые источники энергии и потребность в нефти неизбежно сократится. Мировое сообщество уже двигается в этом направлении. В ноябре 2018, несмотря на огромное желание тесно сотрудничать с Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК), президент России Владимир Путин открыто заявил, что "70 долларов нас вполне устраивают", имея в виду идеальную цену на нефть для своей страны. В отличие от своих ближневосточных партнеров Путин, похоже, понимает, что нефть ОПЕКа рискует не выдержать рыночной конкуренции относительно американских запасов и возобновляемых источников энергии, если ОПЕК слишком сильно повысит цену.

В странах, где социальный договор позволяет ограничивать права и свободы населения в обмен на субсидии и специфические гражданские работы, станет меньше денег обеспечивать этот кругооборот, рано или поздно цепь порвется. Так уже случилось в Алжире, где уличные демонстрации заставили уже глубоко больного Абдельазиза Бутефлику сложить полномочия. Возмущение протестующих частично связано с нефтью, деньгами с продаж которой оплачивали занятость молодежи до тех пор, пока стоимость нефти не рухнула.

У стран типа Саудовской Аравии финансовых ресурсов достаточно, чтобы пережить бурю, но беспокоиться следует таким нестабильным нефтедобытчикам как Ирак или Ливия, которым для наполнения бюджета нужно, чтобы цены на их продукцию были максимально высокими. Да, нефть является уникальным ресурсом, за который различные участники конкурируют в регионе, но, когда конфликты будут наконец улажены, необходимо будет отстраивать полноценную экономику.

Читайте также:  

В лучшем случае финансирование продолжит поступать с Запада, например, из Соединенных Штатов, которые по-прежнему в определенной мере рассчитывают на мировые нефтяные потоки. В худшем случае, государства-спонсоры существенно сократят свою помощь по мере массового распространения и удешевления альтернативных источников энергии, таких как ветровые турбины и солнечные панели, а также электрических двигателей. Одним из последствий такого разворота станет консервация текущих зон конфликта в перманентно тлеющем состоянии: несмотря на то, что сейчас вооруженные отряды в Ливии сражаются за контроль над нефтяной инфраструктурой, невозможно представить себе, чтобы у страны в ближайшем будущем появилась возможность своими силами поднять экономику, если только цены на нефть не поднимутся до заоблачных высот.

Конкуренция за транснациональные ресурсы 

Климатические изменения могут стать причиной напряженных отношений между государствами Ближнего Востока. Дефицит внутри страны способен привести к социальным потрясениям, но еще сильнее провоцирует воинственные настроения конкуренция за транснациональные ресурсы. Вода, необходимая для ирригации, питья и промышленных нужд, может стать менее доступной, и с этой точки зрения интересно пронаблюдать уже сейчас, как ближневосточные соседи решают возникающие проблемы.

Ситуация в бассейне Нила — это один из тревожных примеров подобного рода конфликтов. С 2011 года Эфиопия начала возводить свою плотину Великого возрождения, рассчитывая стать основным экспортером электроэнергии в регионе. Вместе с тем, когда плотина будет закончена, приток воды в Египте снизится на 25 процентов. Каир заявляет, что это строительство создаст дефицит воды более чем для 100 миллионов человек.

И хотя в настоящее время между Египтом и Эфиопией идут переговоры, египетские власти вплоть до 2013 года рассматривали силовые варианты решения проблемы. Действующий президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси открыто заявляет, что плотина - это "вопрос жизни или смерти" для его страны и не перестает подчеркивать важность этого вопроса. Климатические изменения грозят привести к обмелению Нила и обострению и без того непростой ситуации.

Несомненно, острота конфликтов в ближневосточном регионе несколько снизилась за последнее время, однако гибридные войны ведутся по-прежнему, и соседи зачастую вмешиваются во внутренние конфликты друг друга если не прямо, так косвенно. По меньшей мере в одном случае, вода уже стала проблемой. В прошлом Дамаск уже не раз использовал свое влияние на Рабочую партию Курдистана (РПК), которую ненавидит Стамбул, чтобы принудить Турцию делиться с Сирией водой из Евфрата. Практически каждое государство Ближнего Востока, от Марокко до Ирана, делит свои водные ресурсы с соседями и испытывает дефицит пресной воды. Конфликты, аналогичные тому, что происходит между Египтом и Суданом или Турцией и Сирией, могут стать куда более распространенными по мере того, как воды начнет не хватать на всех.

В поисках решения

Политикам следует понимать, что потепление уже происходит и неизбежно будет продолжаться. Они должны попытаться "отвязать" любые имеющиеся конфликты от климатических изменений с тем, чтобы попытаться избежать наихудших последствий глобального потепления. Эффект умножения, которое изменение климата будет иметь на Ближнем Востоке, не ограничивается приведенными выше примерами. То, что произошло в Сирии, может повториться в любой другой стране региона, где господствует авторитарный режим, если неблагоприятные экологические условия совпадут с политическим и экономическим кризисом.

Проекты, предусматривающие адаптацию к климатическим изменениям должны в первую очередь разрабатываться для нестабильных регионов, которые попадут под воздействие глобального потепления, чтобы попытаться предотвратить конфликты раньше, чем они вспыхнут. Экологический комитет ООН должен расширять свои ближневосточные проекты, касающиеся дефицита воды, состояния прибрежной зоны и орошаемого земледелия в засушливых областях.

Читайте также: Россияне встревают в новую войну на Ближнем Востоке

Международным спонсорам следует увеличить финансирование Глобального экологического фонда и поддержку проектов самодостаточного развития и управления ресурсами, а также Консультативной группы по вопросам сельского хозяйства, которая занимается координацией исследований в области продовольственной безопасности. Помимо этого, такие страны как Соединенные Штаты должны взять на себя более активную посредническую роль в улаживании проблем, которые возникают при совместном пользовании общими ресурсами, для предотвращения эскалации и перехода конфликтов в вооруженное противостояние.

И наконец, Рамочная конвенция ООН по изменению климата должна удвоить усилия в области разработки инновационных программ с тем, чтобы обеспечить Ближний Восток соответствующими технологиями, которые позволят решить проблему дефицита воды, прежде чем она встанет во всей остроте. Фонд "Миссия инноваций", в который вошли экономически развитые государства, готовые поддерживать исследования в области чистой энергетики и рационального расходования ресурсов, мог бы сосредоточить часть своих усилий на помощи ближневосточному региону.

Более эффективное опреснение и сельскохозяйственные технологии, требующие меньшего расхода воды, — вот что могло бы помочь отделить проблемы здравоохранения и питания от глобального потепления. Климатические изменения рискуют растянуться на многие десятилетия, но та политика, которую мы будем проводить сегодня, определит, насколько остро эта проблема затронет Ближний Восток. Политики не должны оставлять этот вопрос на произвол судьбы.

Читайте оригинал публикации на Atlantic Council.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Сагатом САХА


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини