Atlantic Council: Золотая возможность для Зеленского бросить вызов олигархам и принести настоящие новости в украинский эфир
Недавние президентские выборы в Украине демонстрируют, что страна нуждается в эффективном независимом общественном вещателе как никогда.
Подавляющее большинство украинцев получают новости из телевизионных программ, но все крупнейшие каналы страны принадлежат олигархам. Оценивая украинские выборы, Миссия ОБСЕ по наблюдению за выборами установила, что эти частные каналы "обеспечивали несбалансированный и предвзятый охват ... и продолжали следовать политической повестке дня своих владельцев".
Действительно, в первом туре голосования радиостанция "Украина", принадлежащая олигарху Ринату Ахметову, непропорционально освещала деятельность Олега Вилкула из Оппозиционного блока и Олега Ляшко из Радикальной партии. Игорь Коломойский отдал большинство эфирного времени Владимиру Зеленскому. Дмитрий Фирташ и Сергей Левочкин, владелец "Интера", были явно за Юрия Бойко из "Оппозиционной платформы - за жизнь".
Читайте также: Аtlantic Сouncil: Трудный путь Украины в Европу
В этом нет ничего нового для Украины, и отсутствие качественных, беспристрастных новостей – это то, что должно было быть решено путем создания общественного вещателя. Процесс был начат пять лет назад, но трудно не расценить работу вещателя "UA: Первый" как провал.
По данным Национального совета по телевидению и радиовещанию, в 2018 году средние показатели просмотра сократились на 50 процентов, в результате чего канал получил около 0,8 процента аудитории. Будучи ещё кандидатом, Зеленский показал, как легко можно пренебречь дебатами на этом канале.
Сосредоточив внимание на цифрах, тем не менее, можно упустить то, что было достигнуто. Во-первых, организация прошла колоссальную реструктуризацию, унаследовав все государственные средства массовой информации и объединив ТВ, радио и местные филиалы.
Произошла перестановка в сфере руководства, и впервые новый Наблюдательный совет объединяет представителей каждой парламентской группы и девяти организаций гражданского общества. Новые руководители теперь выбираются на основе прозрачной конкуренции. Ненужные расходы были сокращены. Общая численность персонала сократилась с 10 000 до 4500 человек. Обучение в рамках всей организации было направлено на изменение культуры, обучение ценностям общественного вещателя, организации, которая более не подчиняется правительству.
Во-вторых, "UA: Первый" широко хвалили за его редакционную независимость. По данным группы мониторинга средств массовой информации Detector Media, канал "UA: Первый" и его региональные филиалы теперь намного выше, чем основные частные каналы, когда речь идет о балансе и различении фактов от мнения. Учитывая, что у соседей Украины на востоке и севере никогда не было независимых общественных вещателей, и что правительства Польши и Венгрии на западе превратили своих собственных вещателей в платформы для пропаганды, это немалый подвиг. Это означало противодействие многочисленным попыткам членов парламента вернуть статус-кво, когда вещатель считался их слугой.
В-третьих, ряд новых программ являются свидетельством этой независимости, а также впечатляющего нового уровня профессионального производства контента. Программы расследований, такие как "Наши деньги" и "Схемы", обе из которых выпускаются совместно с Радио Свобода, а также "Следствие Инфо", критиковали членов правительства таким образом, как это было немыслимо до 2014 года. В ноябре "Схемы" раскрыли факт секретных встреч президента Петра Порошенко и Виктора Медведчука, бизнесмена, близкого к президенту России Владимиру Путину. А в январе 2018 года "Схемы" показали, что Порошенко потратил 500 000 долларов на новогодние каникулы Мальдивах, что вызвало общественный резонанс. Во время предвыборной кампании показ семи эпизодов "Обратный отсчет" давал равное время всем кандидатам в президенты, предоставляя их перед живой аудиторией и группой экспертов по проверке фактов, чтобы быть максимально полезными для избирателей.
Стоит также отметить, что обновленные общественные радиостанции стали очень популярными. Согласно исследованию, проведенному Internews, 1-й канал украинского общественного радио в настоящее время входит в пятерку самых популярных радиостанций. Такая трансформация украинского общественного радио под руководством его директора Дмитрия Хоркина является доказательством того, что общественная служба в Украине не обречена.
Так почему же провалился телеканал "UA: Первый"? Без сомнения, можно было бы принимать другие решения, и теперь многие ошибки приписывают режиссеру Зурабу Аласании (в настоящее время он подает апелляцию). Но главным образом причина была в преднамеренном истощении финансирования депутатами.
Действующие положения Закона об общественном телевидении и радиовещании гарантируют, что "UA: Первый" должен получать не менее 0,2 процента государственного бюджета. Но, несмотря на протесты гражданского общества и международных партнеров, депутаты из года в год оказывали огромную финансовую поддержку другим телекомпаниям. В 2017 году она получила на 25 процентов меньше, чем должна была, в 2018 году она недополучила приблизительно 50 процентов, в 2019 году – на 45 процентов меньше. По словам Вадима Миского из Detector Media, бюджет, выделенный в настоящее время, ниже, чем у любого из шести ведущих украинских телеканалов.
Принимая во внимание накопленные долги, вещателю почти нечего инвестировать в производство программ - в то же самое время он должен увеличить свою аудиторию и конкурировать с большой шестеркой.
Как и в других сферах государственного управления в Украине после Майдана, помощь извне была решающей. Семь миллионов евро из ЕС и Германии были выделены на обучение сотен журналистов и строительство нового медиацентра в Одессе; также строится редакция в центре Киева. Проекты, финансируемые USAID, оплатили лучший новый контент. Шведское агентство развития оплатило внутренний аудит в 2018 году. А в марте 2019 года правительство Японии выделило 2 миллиона долларов на современное телевизионное оборудование. Но, хотя такая помощь бесценна, эти гранты – всего лишь капля в море с точки зрения общего бюджета. Вещатель не может выполнять свою миссию без надлежащего финансирования, и оно должно поступать от государства.
Читайте также: Завдання Зеленського у відносинах з ЄС – домогтися якомога більшої кількості коштів, доступу до фондів та програм
Решение есть. В январе 2019 года Совет Европы рекомендовал выделенный источник финансирования, получаемый из сборов, взимаемых с пользователей радиочастот, как лучшую альтернативу существующей модели, и та, которая менее всего подвержена угрозе со стороны политического вмешательства.
Во время избирательной кампании Зеленский подвергся критике за недостаток политической квалификации и опыта. Но сила телевидения и проблемы телевизионного производства – это, несомненно, та вещь, которую он ценит и понимает, вероятно, лучше, чем кто-либо из его предшественников. Если он действительно хочет ограничить чрезмерное влияние олигархов, как он сказал, он должен защищать общественного вещателя. Он должен публично хвалить его, включая его независимость, и должен использовать влияние своей администрации и своего прогнозируемого большинства в парламенте для продвижения новой модели финансирования.
Международные доноры должны обсудить это с новым президентом, его командой и новым правительством. Они также должны быть готовы вкладывать больше средств в "UA: Первый", но только при условии, что государство действительно обеспечит реальный рост.
За последние пять лет были заложены основы качественного общественного вещателя. В случае успеха это может иметь огромное значение для публичных дебатов в Украине, а также может служить примером для широкого перечня стран. Сейчас самое время предоставить ему необходимые ресурсы.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Аtlantic Сouncil
Перевод – UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки