MENU

Целью образования является, прежде всего, ориентация в мире смыслов

494 0

Чуть больше года назад, один известный еженедельник прислал мне свои вопросы. Я добросовестно на них ответил. Но публикации так и не увидел. А сегодня случайно нашел прошлогодний файл.

Дай, думаю, повисит здесь – мало ли... На особое внимание не рассчитываю – у нас вспоминают об образовании обычно накануне 1 сентября, да и букафф не то чтобы сильно много, но и не так уж мало. Ну, такое вот...

Вопросы:

1. Чему нужно учить тех, кто будет учить? Что нужно знать и уметь современному школьному учителю? 5 главных способностей (условные 5, можно меньше-больше) школьного учителя?

2. Есть ли в современной школе (в том числе начальной) место для мужчин? Имеет ли смысл вообще говорить о специфике педагогов-мужчин, или пол учителя мало влияет на учебных процесс сегодня? Нужно ли предпринимать усилия для привлечение мужчин в образование? 

3. Как вы отвечаете на вопрос (если вам его задают), почему, зачем вы работаете в школе?

Ответы:

1. Чему учить будущих учителей? Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно понять, что такое современное образование и каковы тенденции его развития. А они таковы, что учитель уже давно не является источником информации. Он, скорее, организатор совместной поисковой активности, гид и проводник в огромном информационном поле, коммуникатор, фасилитатор и, проще говоря, Собеседник. Именно так – с большой буквы. 

Читайте также: Бути другорічником не соромно. Соромно бути неуком – заслужений вчитель України

Современный учитель, какой бы предмет он ни преподавал, на мой взгляд, это, прежде всего, посредник между "миром культуры" и "миром жизни". Уже в начале ХХ века раскол между двумя этими мирами был замечен и обозначен как довольно опасная и чреватая катастрофой ситуация. Что, к сожалению, и подтвердилось – две мировые войны, тоталитарные режимы, огромное количество жертв… Нацизм, сталинизм, тоталитарные режимы в Азии… – результат подмены смыслов "гамельнскими крысоловами".

Если мы это поймем, то поймем и то, что целью образования является, прежде всего, ориентация в мире смыслов. 
Сейчас модно говорить о таком образовании, которое бы давало наибольший экономический эффект, о развитии полезных навыков – "скилов", как любят говорить продвинутые ребята. Все это так, но, все же, это только производные от более существенных целей и задач. Но так уж у нас повелось – хватаются за то, что лежит на поверхности, забывая, а то и вовсе не понимая сути. 

Но что это значит – ориентироваться в мире смыслов? И не только ориентироваться самому, но и быть гидом для других – своих учеников? Вот это и есть самый главный вопрос. Смысл появляется только тогда, когда есть вопрос. Главное, чтобы вопрос был именно своим, личностным. И чем содержательней вопрос, тем больше он требует сил и энергии для поиска ответа.

Но если так, то самое главное, чему нужно учить будущих учителей – это работать с детской вопросительностью. Создавать такие ситуации, когда возникают вопросы, помогать их формулировать и ориентировать в поиске ответов. Быть готовым к тому, что ваши ученики могут найти такие ответы, которые вас совсем не устраивают, с которыми вы не согласны. 

Недавно у меня на уроке истории в пятом классе возникла такая ситуация. Один ученик, объясняя, почему он не сделал домашнее задание, сказал, что он считает невозможным понять людей других эпох, людей, которые жили раньше. И это было очень здорово для развития урока – ведь возник вопрос: Можем ли мы понимать людей прошлого? Тут же развернулась интереснейшая дискуссия, которая была дополнена другими вопросами: Можем ли мы вообще понимать других людей? Дети в ходе обсуждения приводили множество примеров о том, как они пытались понять в разговорах со своими близкими, что такое война, Голодомор, Чернобыльская катастрофа… 

– Я уже не могу смотреть телевизор, – говорит один пятиклассник, когда слышу, что погиб еще один наш солдат на Донбассе. Ведь если вдуматься – это же целый мир погиб в его одной-единственной жизни… 

Не было бы изначального вопроса о понимании, идущего изнутри, не было бы и этой дискуссии. В чем ее значение? Да в том, что она задает мотивацию для познания, для личностного и неформального осмысления истории. Итак, необходимо учить работать с детской вопросительностью.

Далее, необходимо так выстраивать общение детей, чтобы они могли обмениваться своими мыслями, своими творческими продуктами – будь то рисунки, идеи, сочинения…

Также важным качеством современного учителя является умение проектировать свою деятельность и работать с проектами своих учеников. То есть, не ограничиваться только своей предметной сферой. Культура и мышление строятся на границах разных предметных областей. А это требует организации сотрудничества как между детьми, так и с коллегами, чтобы создавать межпредметные проекты. Это, пожалуй, самая проблемная область нашего образования. Мы мало знаем о том, как работать с проектами. И еще меньше знаем, как этому учить.

Еще одна проблема – это понимание "детского языка". В свое время Жан Пиаже показал и доказал, что мы, взрослые и дети, говорим на разных языках, часто просто даже не осознавая этого. Об этом Пиаже написал в своей работе "Детская концепция мира". 

Интересно, что известный детский поэт и педагог Вадим Левин рассказывал как-то, что однажды его пригласил режиссер фильма "Фантазии Веснухина" поработать переводчиком – с детского языка на взрослый и наоборот. Это было уже довольно давно, а упомянутая работа Пиаже вышла еще раньше. Но, к сожалению, нигде у нас такому переводу и пониманию не учат. 

И наконец, пожалуй, самое главное – научиться видеть в ребенке достойного взрослого человека. Вот он такой перед вами – шаловливый, крикливый, ужасно раздражающий своими глупостями и вам хочется наорать на него, "потому что он другого языка не понимает". Но представьте себе, что вы встречаете этого человека лет через двадцать-тридцать. Представьте себе, как вы посмотрите ему в глаза, о чем с ним будете говорить…

2. Про мужчин в школе. Поскольку, наш людской мир состоит из мужчин и женщин, то как же обойтись и в школе без мужчин? По-моему, тут для меня вопросов нет. 

Стоит ли привлекать в школу мужчин? В школу нужно привлекать талантливых людей. И чем больше, тем лучше. Я сторонник естественного гендерного баланса, без каких-то квот и привилегий. Детям интересны интересные учителя, и женщины, и мужчины. То, что мужчин еще довольно мало в наших школах, следствие многих причин. В том числе, и сложившихся в обществе стереотипов – "мужчина – кормилец семьи". А прокормишь ли семью на учительскую зарплату? 

Мне повезло в том, что мои коллеги – учителя-мужчины, люди довольно неординарные и разносторонние. Они очень любят свою работу и вполне могут обеспечить свои семьи, благодаря своей активности и работоспособности. И главное здесь – мотив.

Читайте также: Ми багато років замовчуємо, яка кількість педагогів апріорі не може працювати через низький рівень кваліфікації – експерт

Как-то мой американский коллега пригласил меня к себе домой. И пока мы добирались из его школы в одном из городков в штате Вермонт к его дому в штате Нью-Хэмпшир на его видавшей виды машине, он мне сказал:

– Ты знаешь, я давно решил, чем производить и продавать всякое (тут последовало не очень приличное английское слово), лучше я займусь детьми. Ведь это очень интересно!

Этот учитель организовал свой оригинальный проект "Одиссей" – занимался с шестиклассниками античной культурой. По ходу проекта они делали множество интереснейших вещей – сочиняли стихи, рисовали картины, строили модели, создавали компьютерные игры и презентации. А апофеозом стала рок-опера "Одиссей", которую сочинили сами дети, музыкальное сопровождение помогали делать родители и волонтеры. А потом Дэвид – так зовут моего коллегу – написал и издал книгу об этом проекте. И это было здорово! Сейчас, насколько я знаю, Дэвид уже на пенсии, создал кантри-группу и колесит по Америке. Вот так и живет человек, доставляя радость себе и другим людям.

3. Почему я пошел в школу? Наверное, потому, что в детстве школа вызывала у меня мало положительных эмоций. Хотелось все сделать как-то иначе, по-другому. Правда, в университете, я еще не очень собирался идти в школу – все-таки, учился не в пединституте. Можно было и наукой заняться. Но вот как-то получилось прочитать Сэлинджера "Над пропастью во ржи" и захотелось таки попробовать сделать по-другому. А что касается науки, то педагогика, как писал когда-то Вильгельм Дильтей, есть не что иное, как практическая философия.

Где еще, как не в работе с детьми ты можешь не только видеть, как формируется сознание и мышление, да еще и влиять на это?

Соблазн велик, не устоял…

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Игорь СОЛОМАДИН


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини