Война за будущее. Почему китайский автопром победит Tesla?
Проезжающая по улице Tesla всегда привлекает внимание. Действительно, как когда-то iPhone стал символом понятия “смартфон”, так и Tesla очень прочно ассоциируется с понятием электрокара.
Рынок хорошо знаком и с другими успешными моделями электрических автомобилей от мировых производителей - Nissan Leaf, Chevrolet Bolt, Renault Zoe, BMW i3. Куда меньше европейский или американский потребитель знает о китайском автопроме, пишет Александр Никитюк специально для НВ Бизнес.
И совершенно напрасно. Китай по всем раскладам находится в уникальной позиции, а его автомобильные компании вполне могут вырваться в лидеры на мировом рынке именно за счёт технологической революции, которая лишает старых фаворитов их технологического ноу-хау в производстве некогда ключевых элементов любого автомобиля – двигателя внутреннего сгорания и трансмисси.
На сегодняший момент, важнейшими позициями для автомобиля становятся новые параметры (управление энергопотреблением, новые материалы) и конкурентная борьба между лидерами и аутсайдерами разгорается на более равных стартовых позициях, чем это можно было бы предположить.
По мнению автора, неоспоримые преимущества сформировавшихся мировых лидеров могут до определённой степени быть невелированы теми преимуществами, которые приобрели китайские автомобильные компании в последние годы. Давайте разберёмся, почему китайский автопром имеет шансы победить собирательную ‘Tesla’ от ведущих мировых автокомпаний.
Готовность рынка. Китай это без преувеличения самое ‘жаркое’ место для экологичного автомобилестроения в мире – более половины всех электрокаров, а это порядка 1,2 миллионов единиц, было продано в 2018 именно в Китае. При этом импортных автомобилей было реализовано менее 3 процентов.
Читайте также: В чем причина рекордного падения цен на автомобильный газ?
Сегодня в стране официально зарегистрировано свыше 500 предприятий, которые занимаются производством электрических автомобилей (здесь включено всё, начиная от миникаров и заканчивая общественным транспортом). Уже сейчас эти автомобильные производители нарастили свои наличные производственные мощности до масштабов равных 20 млн единиц электрокаров в год, что равняется почти 70 процентам годового объема рынка Китая (28 млн в 2018).
По результатам 2018 года, пять из топовых мировых производителей электрокаров по количеству продаж, оказались китайскими автомобильными компаниями (BYD, BAIC, SAIC, Chery, Geely).
Завершённые цепочки создания ценности. Помимо собственно автомобилестроения, в Китае очень активно развиваются необходимые поддерживающие отрасли для индустрии электрокаров.
Так, крупнейший мировой производитель литиевых автомобильных батарей (CATL) расположен в южной провинции Китая, Фуцзянь. Третья по величине компания мира, BYD, также родом из Китая. Всего же, Китай производит около 60 процентов мирового объёма автомобильных батарей. Что ещё более важно, китайцы контролируют цепочки создания ценности, скупая литиевые и кобальтовые (основные материалы литиевой батареи) месторождения в самых разных уголках мира. В самом Китае разрабатываются прорывные технологии для добычи ключевых полезных ископаемых. Так, в мае 2019 громко прозвучало заявление китайской стороны о запуске технологии, позволяющей добычу тонны лития по себестоимости ниже 2,500 долларов США (мировая рыночная стоимость лития в мае 2019 составляла 12,000-20,000 долларов США за тонну).
Совершенно с другой стороны цепочки ценности, китайские компании формируют колоссальный потенциал в разработке программного обеспечения автомобилей будущего. В частности, уже сейчас Baidu, крупнейший китайская интернет компания, вполне успешно завоёвывает мировую популярность со своей платформой для автономного управления автотранспортом Apollo. Интересно, что Baidu в некоторой степени мимикрирует ставшую суперуспешной для Google стратегию Android, делая код Apollo открытым для партнёров. Разработчики со всего мира подключаются к системе для собственных проектов, позволяя Apollo ‘учиться’.
Инфраструктура. Все усилия бизнеса были бы тщетными, если бы центральные и местные власти не внедряли элементы экосистемы электрических автомобилей в инфраструктуру городов, что является определяющим фактором для покупателя. На сегодняшний момент Китай обладает наиболее развитой инфраструктурой по обслуживанию электрокаров в мире, намного опережая те же Соединенные Штаты. На протяжении уже целого ряда лет, конструкторская документация любого нового строительного комплекса почти всегда включает обязательные станции зарядки электрического транспорта. Согласно отчёту Bloomberg, более половины всех зарядных станций в мире установлены в КНР.
Государственная поддержка. Наконец, до самого последнего времени центральные власти интенсивно поддерживали отрасль, предлагая покупателям электрокаров щедрые субсидии в размере 5 000-10 000 долларов в зависимости от запаса хода на одном зарядке.
Политика субсидирования отходит в прошлое и будет окончательно отменена к 2020 году. Однако совершенно очевидно, что поддержка государства явилась определяющей для опережающего развития индустрии электрокаров в Китае, по сравнению со всем отсальным миром.
Макроэкономическое регулирование отрасли совмещает эффекты пряника (о субсидиях выше) вместе и с эффектами кнута – начиная с 2019 года все производители автомобилей в Китае обязаны выполнять квоты по выпуску электрокаров для получения квот на производство бензиновых автомобилей. Таким образом, на сегодняшний момент все без исключения автопроизводители, которые планируют продавать свою продукцию в Поднебесной, вовлечены в гонку по переоснащению своих производств на новые “электрифицированные” рельсы.
Нишевое предложение для внешних рынков. Китайские автомобильные компании, действительно, ориентированы на широкую экспансию на мировые рынки. Однако до последнего времени их усилия не давали особого результата. Всё может измениться именно сейчас, когда китайцы приобретают бесценный опыт в новых технологиях. Например, сегодня более 90 процентов всего электрического общественного транспорта производится в Китае. Кажется, что такие китайские компании, как BYD, взяли на вооружение этот опыт для освоения зрелых рынков. Таких, например, как рынок США, где компания успешно производит и реализует электрические автобусы.
Состоянием на середину 2019 года, в США реализовано более 300 автобусов BYD, что является значительным показателем, ведь в Соединенных Штатах общее число электрических автобусов немногим превышает 1 000 единиц. Другие компании, такие как китайская Geely или BAIC, видят свободной нишу премиальных автомобилей, прямых конкурентов Tesla, – в 2019 году обе компании представили люксовые модели (Geely Geometry, BAIC Arcfox) с запасом хода на одном заряде превышающем 500 км. Наконец, совсем новые автопризводители, которые возникли буквально несколько лет назад, такие как NIO, вообще позиционируют себя как мировые компании, торгуются на американском фондовом рынке и осуществляют конструкторскую разаработку через свои подразделения далеко за пределами Китая.
Заключение. Неудивительно поэтому, что мировые инвестиционные и финансовые организации предрекают Китаю лидирующие позиции в автомобилестроении в будущем. По прогнозам Goldman Sachs, более 60 процентов электрокаров будут производится в Китае к 2030 году.
Читайте также: Электромобили – будущее, метан – настоящее. Как быстро улучшить ситуацию с загрязнением воздуха в Украине
Государство, которое долго находилось в технологическом отставании, сейчас делает все возможное чтобы вырваться в мировые лидеры в новых отраслях – альтернативная энергетика, искусственный интеллект, биотехнологии. Автомобилестроение – приоритетная отрасль для Китая, в которую инвестируются миллиарды, и куда направлены огромные человеческие ресурсы.
Не всё идёт гладко, в частности тот же NIO потерял половину своей рыночной стоимости с момента размещения на американской бирже. Рост продаж электромобилей может быть замедлен после отмены всех субсидий, намеченных на 2020. В лучшем случае это приведёт к падению прибылей компаний, если они решат абсорбировать повышение цен. В худшем случае намеченный рост в 2 млн проданных единиц в 2019 не будет воплощён.
Однако совершенно очевидно, что китайский автопром на невероятном подъёме. Всё говорит о том, что в течение следуюшего десятилетия, китайские автомобильные компании встанут вровень с мировыми производителями. И это будет не одна или две компании, а целая плеяда производитлей.
На этапе выхода китайских автомобилестроителей на глобальные рынки, Украине, пожалуй, стоит обратить внимание на себя, как на одну из баз через которую может произойти освоение европейского рынка. Возможно, здесь заложены возможности для развития автопрома и в Украине.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки