MENU

Почему у Лукашенко не получилось возглавить союз России и Беларуси

3446 0

Летом 1994 года Александр Лукашенко одержал победу на первых выборах президента Беларуси. 25 лет назад мало кто сомневался, что всенародно избранный президент с высокими рейтингами выиграл выборы честно. Интересно, что тогда Лукашенко был популярен не только в Беларуси, но и в России. Полюбили его в первую очередь те, кто, как и сам Лукашенко, мечтали о возрождении советского строя и отказывались принимать новый мир без СССР.

Станислав Шушкевич, занимавший в 1991-1994 годах должность председателя Верховного Совета Беларуси, говорит: "Он (Лукашенко) единственный – сам утверждает, – кто голосовал против утверждения Беловежского соглашения. Хотя он и не участвовал в голосовании, но это его страстное желание".

Станислав Шушкевич – первый руководитель независимой Беларуси. В декабре 1991 года он подписывал Беловежские соглашения о создании СНГ. Шушкевич вспоминает, что во второй половине 90-х Лукашенко действительно строил серьезные планы по завоеванию места Ельцина в Кремле: "Он ездил по регионам России, ублажал губернаторов и прочих, рисовался рубаха-парнем. Он очень хотел попасть в Кремль – это ни для кого не секрет".

В то время Александр Лукашенко колесил по российским регионам едва ли не чаще, чем по белорусской провинции, и одновременно продвигал соглашения о белорусско-российской союзной интеграции. Они открывали для него двери в Кремль через создание наднациональных институтов Союзного государства.

Читайте также: Как Лукашенко хотел завоевать кремлевский престол и получить шапку Мономаха

На фоне слабеющего Бориса Ельцина "крепкий хозяйственник" Лукашенко выглядел тогда достаточно выигрышно. Его риторика была близка жителям российской глубинки и военным, для которых жизнь в СССР оставалась в те годы еще совсем свежим воспоминанием. Однако не все в России видели бывшего председателя совхоза "Городец" лидером самой большой страны в мире.

Политический обозреватель Александр Федута, в 1994-1995-х – сотрудник администрации президента Беларуси, говорит, что помешал тогда белорусскому президенту Чубайс.

"Движение Александра Лукашенко в Россию было задержано Борисом Ельциным. Еще вернее – Анатолием Чубайсом, который не пожелал принимать конституционный акт Союзного государства в том виде, в котором его предлагала принять белорусская сторона", – вспоминает Федута.

В 1997 году белорусы направили российским коллегам проект союзного договора, теоретически позволявший Лукашенко возглавить союз двух стран. Анатолий Чубайс (в тот момент – первый вице-премьер) предложил правки в проект договора. Минск в свою очередь отказался от идеи федерации с Россией в пользу равнозначного партнерства.

8 декабря 1999 года Ельцин и Лукашенко подписали новый договор о создании Союзного государства. Всего через три недели Борис Ельцин назначил Владимира Путина своим преемником и лишил Лукашенко перспектив занять главное кресло в Кремле.

Экономист Сергей Чалый участвовал в первом избирательном штабе Александра Лукашенко и до 1996 года работал в администрации президента. Чалый убежден, что образ "славянского витязя-интегратора" был навязан Лукашенко ныне покойным серым кардиналом белорусской идеологии Владимиром Заметалиным и что самому Лукашенко в этом образе было неуютно.

Читайте также: Почему Лукашенко не отпраздновал 25-летие своего президенства?

"Я никогда всерьез не воспринимал эти планы "шапки Мономаха", возможности возглавить какое-то Союзное государство, или "единое государство", или какие-то его электоральные перспективы в России, – говорит Сергей Чалый. – Мне всегда больше казалось, что это такой инструмент внутренней российской политики, направленный на поддержку популярности Лукашенко и, соответственно, Беларуси как последнего союзника".

Сергей считает, что и сегодня отношения президентов России и Беларуси осложнены тем, что Лукашенко к концу 1999 года уже был достаточно опытным политиком. А Путин в бытность премьер-министром все равно оставался в глазах окружения только протеже Ельцина.

"Очень важно было то, что многие проблемы были заложены еще на межперсональном уровне очень-очень рано, – уверен Чалый. – Мне рассказывали историю, что Путин "своим" после вот этих переговоров говорил: "Не оставляйте меня наедине с Лукашенко, он меня подавляет" – дословно такая фраза. И действительно, ведь тогдашний Лукашенко чувствовал себя как всенародно избранный президент с огромным процентом голосов".

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Серж ХАРИТОНОВ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини