Ирак заговорил о ракетной сделке с Россией
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху дал понять, что именно его страна стоит за недавним уничтожением иранских целей в Ираке. В разговоре с журналистами в Киеве глава правительства не стал отрицать, что еврейское государство расширяет географию своих авианалетов. На этом фоне официальный Багдад не только вводит ограничительные меры для иностранной военной авиации в своем воздушном пространстве, но и намекает о готовности приобрести российские С-400. Об этом пишет Независимая газета.
«У Ирана нигде не будет иммунитета», – цитирует Times of Israel слова Нетаньяху. Это заявление стало ответом на прямой вопрос, стоит ли Израиль за уничтожением в Ираке объектов шиитских военизированных формирований, которые, как известно, находятся в подчинении у Ирана. Израильский премьер-министр отметил, что власти в Тегеране продолжают угрожать безопасности Израиля и занимаются строительством своих военных баз на Ближнем Востоке. «Мы будем действовать и сейчас уже действуем против них (иранских и проиранских сил) везде, где это необходимо», – заявил он.
До настоящего времени никаких официальных подтверждений факта израильских ударов по территории Ирака не было. Правда, на прошлой неделе бывший вице-премьер Ирака Баха аль-Араджи написал в Twitter, что именно Израиль может нести ответственность за недавний взрыв на багдадском оружейном складе «Аль-Сакр», который принадлежит шиитским формированиям «Хашд аш-Шааби». Но это не единственный эпизод.
По данным саудовской прессы, израильтяне 28 июля нанесли удар по базе «Ашраф», которая находится в 40 км к северо-востоку от столицы Ирака. В результате налета были уничтожены находившиеся там иранские баллистические ракеты и беспилотные аппараты. По этим же данным, 19 июля силы еврейского государства ударили по лагерю шиитских формирований в провинции Салах-эд-Дин тогда, когда там находились бойцы ливанской группировки «Хезболла» и представители иранского Корпуса стражей исламской революции. Причем, по саудовским данным, в ударах принимал участие израильский истребитель F-35.
Читайте также: Страны Запада могут стать мишенью для терактов боевиков "Хезболлы"
Может быть, именно поэтому 18 августа официальный представитель иракской армии бригадный генерал Яхья Расул заявил о необходимости закупить у России комплексы С-400 для того, чтобы Ирак мог эффективно защищать свое воздушное пространство. Так Расул прокомментировал решение правительства в Багдаде ввести ограничения на полеты иностранной боевой авиации. Военачальник пояснил, что с этого момента любое несанкционированное вторжение в иракское воздушное пространство будет рассматриваться как враждебное. Даже если это силы международной антитеррористической коалиции во главе с США, которые помогли очистить Ирак от группировки «Исламское государство». В Багдаде распорядились, чтобы все решения о пролете над Ираком согласовывались непосредственно с ним.
Наблюдатели сразу же связали такое решение с предполагаемыми израильскими ударами. А представителям международной антитеррористической коалиции пришлось обсуждать новые правила со своими иракскими коллегами. Впрочем, никакой другой альтернативы, кроме как подчиниться, у западных военных не было.
Последний раз о готовности приобрести российские комплексы С-400 власти Ирака говорили весной этого года. Однако их заявления мало кто рассматривал всерьез из-за категоричности США: в Вашингтоне противостоят любым попыткам своих партнеров обзавестись таким типом вооружений. В МИД РФ не нашли времени для того, чтобы прокомментировать на какой стадии сейчас находится обсуждение продажи С-400 иракской стороне.
«Правительство Ирака пытается продемонстрировать некую политическую независимость и вернуть страну в дипломатические рамки, – заявил эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов. – Предпринимаются зарубежные визиты, есть попытки маневрировать даже в таких вопросах, где напрямую сталкиваются интересы США и Ирана, например в нефтегазовой сфере. Проявления самостоятельности иракского правительства – это позитивный фактор, который способствует стабилизации страны, где сильно подполье ИГ, где на пике уровень коррупции и т.п. Например, иракские власти демонстрируют приверженность экономическим отношениям с соседним Ираном и не против реализации Тегераном инфраструктурных проектов».
Читайте также: Ожидаются ли перемены в Ираке?
Эксперт замечает, что некоторые действия властей Ирака идут в русле политики Тегерана по ограничению американского влияния в стране. «При этом зачастую правительство Ирака в широком смысле не в силах противодействовать лоббизму близких к Ирану ведомств, политиков или игроков на местах, – говорит Мардасов. – Вдобавок к этому последнее время Иран старается оптимизировать свое присутствие в странах условной «шиитской оси» и замаскировать военное влияние под экономическое. Вот недавний указ премьер-министра Ирака о том, что все силы «Хашд аш-Шааби» должны интегрироваться с официальными силовыми структурами, – это, с одной стороны, инициатива по наведению порядка в стране, с другой – продолжение интегрирования проиранских сил в госструктуры».
По словам аналитика, центральные власти в Багдаде имеют довольно ограниченное влияние на ряд проиранских фракций. «Например, такая группировка, как «Асаиб Ахль аль-Хакк», которую подозревают в обстреле зеленой зоны в Багдаде и которая проводила военный парад в сирийском Алеппо, считает возможным диктовать условия Багдаду. Подобные фракции имеют широкую оперативную свободу, особенно в пустынных районах, и действительно могут «опекать» переброшенные из Ирана ракеты малой и средней дальности.
Подобная ситуация гипотетически может быть и с С-400: формально Багдаду необходимы средства ПВО для защиты суверенитета. Однако в данном случае закупленные системы будут прикрывать проиранские объекты, поскольку Тегеран вряд ли упустит возможность расположить свои ракеты рядом со средствами объектовой защиты».
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки