Россия возвращается к тоталитаризму
В далеком 1996 году, еще до принятия в ПАСЕ России, эта старейшая европейская парламентская организация (основана в 1949 году) приняла историческую резолюцию 1096. В этой резолюции «О мерах по ликвидации наследия бывших коммунистических тоталитарных систем» прямо указывалось, что предлагаемый комплекс мер сможет более или менее надежно защитить бывшие коммунистические страны от «бархатной тоталитарной контрреволюции».
Меры эти — независимые суды, независимый от исполнительной власти процесс демократических выборов в органы законодательной власти, формирование бюджета строго органами законодательной власти, независимое в пределах своей компетенции местное самоуправление, совершенно обязательная реституция прав собственности, нарушенных коммунистами, компенсации жертвам тоталитарных режимов, люстрация лиц, виновных в участии, утверждении и сохранении тоталитарной системы (компартия, суды, секретная полиция), новая система образования и культурной политики, утверждающей главенство общечеловеческих (а не национальных или классовых) и демократических ценностей, персонализм, а не коллективизм.
Все страны Восточной и Центральной Европы приняли эти правила и вот — прошло четверть века — и они уверенно движутся к устойчивой демократии. Конечно, есть исключения, например, Венгрия, но эти исключения единичны и эти случаи требуют особого тщательного анализа. Но даже Венгрия намного более демократическая страна, чем Россия, Беларусь, Азербайджан или Казахстан. В этих странах бархатная тоталитарная контрреволюция произошла уже или происходит на наших глазах.
Читайте также: Дьявольская операция Путина: что стоит за освобождением Цемаха
И перед Россией стоит задача сделать двойной рывок — и из коммунистического прошлого, откуда она так и не вышла, и из неототалитарного настоящего, которое есть «бархатное» продолжение коммунистического прошлого, часто даже на символическом уровне (гимн, Ленин в мавзолее и т. п.). Этот рывок крайне сложен сам по себе. Но он осложняется еще и тем, что все формы государственного устроения у россиян по факту рассчитаны на авторитарное правление, на властную вертикаль. И российский федерализм, и самоуправление, и права народов и местностей по факту регулируются не законом, а обычаем. Закон же, во многом наследованный от советского прошлого, не предполагается к исполнению, а когда начинает исполняться, как было в начале 1990-х, ведет к разрушению страны.
Таким образом, России необходима, во-первых, системная декоммунизация по принципам резолюции 1096 ПАСЕ, во-вторых, системное преодоление бархатной контрреволюции, и, в-третьих, системное переформатирование отношений в государстве (новый федеративный договор и новые отношения между этносами и местностями), которые позволили бы превратить империю (удерживаемую в единстве властью центра) в действительный союз многих народов и земель, сохраняемый демократически общим политическим и экономическим интересом.
Сейчас, когда путинский авторитарный режим находится на пределе своих возможностей и может обрушиться в любое время, россиянам следует продумать не столько формы его разрушения, сколько методы выстраивания новой демократической федеративной России, безусловно в полной мере используя при этом и огромный положительный опыт стран Восточной и Центральной Европы, накопленный за тридцать лет.
Как раз в 1996 году, когда ПАСЕ принял резолюцию 1096, а Россия была принята в Парламентскую ассамблею, в России началась эта «бархатная контрреволюция». Администрация Ельцина ничего не сделала, чтобы ее предотвратить. Она не заботилась об «умах и сердцах людей», как призывала резолюция, а думала совсем по-марксистски только о том, кому принадлежат основные ресурсы, и распределяла их среди своих. Так и получился у россиян капитализм для своих. На таком фундаменте демократическое государство построить невозможно.
Читайте также: Cитуация в Южной Осетии обостряется
Оно и рухнуло при Путине — не из-за его злокозненности, а из-за его неумения мыслить и действовать вне авторитарных советских клише. Даже его явные тяжкие преступления, подобные взрывам домов, штурму школы в Беслане и Норд-Оста в Москве, фальсификаций выборов, захвата территорий у Грузии и Украины, кровавой авантюры в Сирии — всё это следствия этого неумения и ограниченности. От этого беда Путина не перестает быть его виной, но всё же.
Россия должна увидеть и понять масштаб будущей задачи. Россиянам легче, потому что они далеко не первые — и Эстония, и Польша, и ГДР и Албания встали на этот путь и прошли по нему уже немало верст. Но им и безмерно труднее, потому что российская болезнь крайне запущена, а её рецидив очень разрушителен, сама страна и исторически дольше была под гнетом тоталитарной диктатуры, и сама эта диктатура не навязана России извне, но россиянами измысленна и принята свободно в страшные годы революции и гражданской войны сто лет назад.
Но всё же, по милости Божьей, Россия, пусть истерзанная, еще сознает себя. И россиянам, её детям, надо сделать всё возможное, чтобы не погубить, а исцелить ее для россиян и для их потомков.
И тогда «бархатная контрреволюция» в России и, надеюсь, в других несчастных наследниках СССР, закончится полным крахом, как уже закончилась в Грузии, Украине, Армении и, тем более, в Эстонии, Латвии, Литве.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки