Долгосрочный политический тренд. Как Украине попасть в Евросоюз?
Евросоюз с опаской смотрит на расширение в восточном направлении, но Украина может напомнить ему, что ЕС был задуман как блок роста и развития.
Когда в крупный европейский или американский банк приходит молодой выпускник экономического факультета и приступает к работе, ему чаще всего объясняют несколько важных вещей, пишет журналист Иван Верстюк в своем блоге для НВ.
Первое – необходимость одновременно смотреть и назад, и вперед, чтобы уловить движение средне- и долгосрочного тренда, а не дергаться от ежедневных колебаний рынка. Второе – основывать свои суждения на цифрах, а не на интуиции. Третье – не бояться идти наперекор ожиданиям рынка, если ты уверен в своих расчетах и прогнозах.
Подобную тактику необходимо усвоить украинской дипломатии в вопросе европейской интеграции страны. Судя по заявлениям европейских лидеров, Украине не светит вступление в Евросоюз в ближайшем будущем. Мол, идея расширения ЕС не очень популярна в Западной Европе, которая после Брекзита с опаской ожидает новых выходов из континентального торгово-политического блока.
Однако если Украина станет опускать руки после каждого заявления министерств иностранных дел Германии, Франции, Финляндии или Швеции – евроинтеграции точно не получится. Все, что происходит на поверхности европейской политики, говорит о том, что Украина не будет членом ЕС ближайшие десять лет. А все, что происходит на глубине, говорит о противоположном.
Читайте также: В ОБСЄ пропагандисти намагаються забезпечити реалізацію легенди про громадянський конфлікт
В финансовом анализе есть такое понятие – "негативный новостной фон". На негативном новостном фоне падают рынки, растут цены на неизменно сверхнадежные гособлигации США и Германии, ставятся на паузы венчурные инвестиции в многообещающие, но слишком молодые технологические стартапы. Но опытные инвесторы знают, что на негативном новостном фоне можно очень хорошо заработать, вложившись в актив, когда его цена минимальна.
У украинской политики евроинтеграции уже несколько лет – негативный новостной фон. Выход Великобритании из ЕС, агрессивные действия России в политике и на энергетическом рынке, рост влияния популистских политических проектов откладывают дискуссию о расширении ЕС в восточном направлении. Но это не причина останавливать инвестиции усилий и ресурсов в евроинтеграцию. Противопоставить негативу можно и нужно политику внедрения европейских стандартов в построение комфортной жизни для украинцев внутри страны. Речь идет о законах, регулировании, макроэкономической стабилизации.
Кстати, стабилизировать макроэкономическую ситуацию украинцы умеют довольно неплохо. Мы это видим и по бюджетной политике прошлого и нынешнего Кабмина, и по инфляционной политике Национального банка, и по вполне устойчивой долговой политике Министерства финансов. Да, есть обидные ошибки и упущения, есть влияние коррупционных интересов, но в целом с задачей справляемся. Так что экономически подготовить страну к вступлению в ЕС – вполне реально.
Намного сложнее – провести перезагрузку судебной системы, чтобы Евросоюз не стеснялся признать ее соответствующей своим стандартам. Задача реально очень сложная. Начинать ее нужно, мне кажется, с изменения системы образования юридических факультетов, чтобы тамошних студентов учили ставить в приоритет дух, а не букву закона. Эта концепция, скорее, из традиций американской юриспруденции, но ей в Евросоюзе будут рады намного больше, чем традициям банок судьи Чауса, получившей распространение в наших широтах.
Сейчас ближе всех к вступлению в ЕС подобралась Черногория. Небольшая страна на побережье Адриатического моря интересна Евросоюзу совсем не как рынок, с которым можно построить успешные торговые отношения. На инвестициях в черногорскую недвижимость, конечно, можно что-то заработать, но Уорреном Баффетом на этих вложениях вряд ли станешь.
Черногория интересна Евросоюзу как страна-носитель балканской политической ментальности с ее креном в сторону России и желанием идти неким особым путем. Черногория интересна как кирпичик в построении системы европейской безопасности на Балканах. Черногория интересна тем, что она де-факто присоединилась к еврозоне, введя в обращение евро, при этом, не оформляя членство в еврозоне де-юре. То есть еще до вступления в ЕС Черногория начала использовать политику, которой руководствуются государства-члены блока.
Если Евросоюзу интересна небольшая Черногория, то куда интереснее ему было бы вовлечь в свою политическую систему Украину. В Брюсселе, Берлине и Париже жива уверенность в том, что европейский проект явно не исчерпал себя. Что он требует свежей крови, которая бы принесла новые идеи, подходы и перспективы. Очень важно коммуницировать то, что мы идем в Евросоюз не за финансовой помощью, не за кредитами и грантами, а за правом быть частью общего европейского проекта, в который мы хотим интегрировать свой рынок и свою политически-правовую систему.
Читайте также: "Крымские гости" в ОБСЕ: видимо, Европу устраивает откровенное вранье российских властей
ЕС силен и актуален до тех пор, пока в нем жив вектор расширения. В случае отказа от приема новых членов, Евросоюз начнет терять тот смысл, ради которого он был создан после Второй мировой войны. Потеря этого смысла грозит потерей взаимопонимания между коренными членами блока с их разными традициями реагирования на международный накал, на кризисные явления, на ход развития отношений с проблемными регионами. В принципе, все это мы уже увидели на примере Великобритании. Многие британцы просто перестали понимать: Евросоюз – это о чем?
У украинцев такой проблемы нет. Они понимают, о чем Евросоюз и хотят в него попасть. Хотят попасть, несмотря на негативный новостной фон, несмотря на отсутствие твердых обещаний с той стороны стола переговоров, несмотря на наличие оккупированных и аннексированных территорий на Востоке и на Юге.
Долгосрочный политический тренд сближения Украины и ЕС – это более фундаментальная сила изменений, нежели гримасничанье европейских популистов, стремящихся профинансировать дешевыми деньгами Европейского Центробанка свои невыполнимые обещания и поэтому не желающих пускать на этот рынок дешевых денег новых членов.
Но популисты приходят и уходят, а логика существования Евросоюза остается. И эта логика – о развитии и расширении, а не о консервации и уходе от решения сложных проблем.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки