Как Украине вести себя после скандала в США
Став заложником противостояния республиканцев и демократов, Украина может потерять часть поддержки в США – это очень опасный сигнал, который призывает к активному урегулированию двусторонних отношений с влиятельным союзником, пишет журналист Иван Верстюк в своем блоге для НВ.
На днях я вспоминал, как в морозную февральскую ночь 2014 года спускался по бульвару Шевченко вместе с американским журналистом. Нам было холодно и жутковато. Мы говорили о происходящих в это время протестах против режима Виктора Януковича на Майдане.
"Раньше, чтобы быть в эпицентре мировых событий, надо было ехать в одну из мировых столиц, а сейчас крупнейшая мировая акция протеста проходит здесь, в Киеве", – говорил я коллеге. Он со мной соглашался.
В тот период в Киев были направлены взгляды всей мировой прессы – начиная от крупных американских изданий и заканчивая шведскими радиостанциями, бразильскими ежедневками и балтийскими новостными сайтами. Сейчас Украина из-за скандала вокруг телефонного разговора Дональда Трампа и Владимира Зеленского переживает нечто подобное.
Лично мне совершенно ясно одно: Украина оказалась в цугцванге. Любое развитие ситуации будет не на руку Украине. 28 лет отношения Украины и США строились вокруг парадигмы, в которой американцы помогали нашей стране строить демократию и рыночную экономику, а Украина в ответ становилась частью системы американских геополитических интересов в восточно-европейском регионе.
Читайте также: Про що слід запитати Зеленського у справі Трампа
Сейчас же Украина экспортировала в США политический скандал, связанный с прокурорским расследованием вокруг ключевого демократического кандидата в президенты Джо Байдена и его сына. Сколько ты ни вкладывай в популяризацию бренда Invest in Ukraine Now, на выходе все равно получаешь стойкую ассоциацию Украины и феномена политической коррупции.
Эпоха Трампа в США раскрыла всему миру глаза на то, что политическая коррупция есть и в США. И начал ее не Трамп. Так, президент Линдон Джонсон размещал государственные заказы на заводах в Техасе – крупном южном штате, который был электоральной базой этого политика. Да и вообще, Джонсон многие вопросы любил решать по телефонному звонку, требуя от местных властей исполнять его приказы и порой забывая о демократических процедурах.
Президентская администрация Рональда Рейгана в 1984 году участвовала в сложной налоговой схеме. Осознав, что в мире скопилось немало денег, выведенных из-под режима налогообложения, Рейган предложил вложить их в специальный вид американских облигаций. Инвестор, купив эти облигации, получал возможность получить доход с них абсолютно анонимно. Ставка по данным облигациям была ниже, чем у обычных облигаций, поэтому операция была выгодной для американского бюджета. В том же году чиновники американского Минфина отправились в Европу и Азию, чтобы предлагать эти облигации вкладчикам.
Так что Трамп – не первый президент, к которому у американского общества, да и у всего мира возникает слишком много вопросов. Намного больше, чем должно было бы быть к президенту США. Нарастающая поляризация между Республиканской и Демократической партиями в США не только раскрывает перед всем миром факты о том, какие подозрительные схемы поселились в администрации Трампа, но и делает Украину заложником всей этой ситуации. Если следующие выборы выиграет республиканец – он обязательно вспомнит, что Украина чуть не стоила ему победы. Если выборы выиграет демократ – то в этом случае Украина тем более лишится поддержки республиканцев, чьи голоса неизменно нужны для программ помощи, за которые голосует Конгресс.
Рутинная работа украинской дипломатии во многом зависит от того, кто и как отвечает на имейлы наших дипломатов в Белом доме и структурах Государственного департамента. После всего произошедшего представители Вашингтона могут не захотеть вести откровенную переписку о насущных делах с украинцами. Или, по крайней мере, возьмут на вооружение тот сверхаккуратный тон, которым делаются публичные заявления дипломатов – о сотрудничестве, партнерстве и взаимопонимании. Но если мы остановимся на этом абстрактном словаре двусторонних отношений, то речь в дальнейшем может так и не дойти до инвестиций, военной помощи, технических консультаций об экономических реформах.
А ведь Украине есть чему поучиться у американцев. Возьмем, например, дерегуляцию. Американская экономическая мысль пришла к идее дерегуляции в начале 1970-х. Подтолкнуло к этому желание развивать авиаперевозки в те времена, когда билеты на самолеты стоили довольно дорого для среднестатистического американца. Поэтому государство, желая снизить цены, начало дерегулировать отрасль, то есть отменять ненужные документы и лицензии, которые влекли за собой кучу лишних затрат.
Кроме того, у США – огромный опыт проведения фискальных и монетарных реформ, разработки программ по выходу из кризиса и рецессии, включения машины экономического стимулирования, организации работы армии и оборонной индустрии. Казалось бы, давайте жить дружно и делиться тем, чем мы можем поделиться. В итоге же получается, что мы делимся политической скандалистикой.
Во многом виноват сам Трамп. Он выстроил систему, при которой переговоры, которые должны были бы быть официальными, велись кулуарным способом. Для этой цели американскому президенту пригодился опытный юрист Руди Джулиани, бывший мэр Нью-Йорка. Я с ним однажды встречался для разговора и могу сказать, что этот человек был бы намного более полезен, будь у него понятная и полезная должность в системе американской власти, а не полуофициальные полномочия договариваться о каких-то странных схемах с украинской Генпрокуратурой.
Кроме того, для многих дипломатов единственным способом достучаться до Трампа была и остается связь с Джаредом Кушнером, зятем президента США. Расследование спецпрокурора Роберта Мюллера хоть и не стало поводом для импичмента, но доказало: Трамп решает все вопросы через своих приближенных лиц и зачастую сводит дискуссию к удовлетворению потребностей своих политических инстинктов.
Украине следует быть очень осторожной в дальнейшем выстраивании отношений с США. Украина не может говорить с позиции силы и влияния, ведь это политические активы, которых у нашей страны на международной арене пока немного. Не так давно я разговаривал с Майклом Макфолом, бывшим послом США в России, и он сказал, что заинтересованность украинским вопросом, да и в целом политическая подготовка по этому направлению у американских политиков после ухода Барака Обамы существенно снизилась.
Читайте также: Зеленскому удалось выйти с минимальными потерями из скандальной ситуации вокруг телефонного разговора Трампа – мнение
Создавшуюся ситуацию надо разруливать. Общаться с послом США здесь, в Украине, а также делегировать квалифицированного, способного предпринимать инициативы украинского посла в Вашингтон. Украина не может обойтись без поддержки США. Это – аксиома, из которой надо выходить. Украина не хочет быть заложником произошедшего скандала. Это – тоже аксиома.
Украина и США интересны и нужны друг другу. Украина – как элемент европейской системы безопасности и как самый восточный в Европе союзник мировой либеральной демократии. США – как глобальный игрок в безопасности, инвестициях и экономической экспертизе.
Важно вот что: украинская дипломатия в отношении Америки должна быть forward-looking, то есть направленной в будущее. В США грядут президентские выборы, с которыми будут связаны определенные изменения. Надо суметь разглядеть их контуры уже сейчас и выстраивать политику, исходя из этого.
Еще один удар, подобный телефонному разговору Зеленского с Трампом, украинская дипломатия может не пережить. Поэтому каждый дальнейший шаг должен быть настолько выверенным и аккуратным, насколько это возможно. Иначе – кризис двусторонних отношений и потеря как минимум части поддержки крупного западного союзника.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки