Казахстан: Токаев бросил первый камень в огород Назарбаева
Разногласия между Акордой, где базируется администрация президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, и Назарбаев-Центром или библиотекой первого президента – Елбасы, которая служит резиденцией Нурсултана Назарбаева, становятся все очевидней. Об этом пишет Haqqin.
Второй президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев позволил себе открытую критику в адрес главного архитектора Нур-Султана. А это ни много, ни мало сам Елбасы. Это по его инициативе столицу из Алма-Аты перенесли в Астану. Назарбаев лично участвовал в разработке стратегического плана развития города, в разработке будущих зданий, архитектурных комплексов, которые сейчас создают образ столицы. Он приложил немало усилий в продвижение бренда Астаны на мировой арене. Но как оказалось, в столице «отсутствует градостроительная политика». Об этом, в частности, заявил второй президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 8 октября на совещании по дальнейшему развитию столицы.
Он в пух и прах раскритиковал облик города. «Оформление улиц и зданий не имеет единого гармоничного стиля. Вы, наверное, слышали отклики туристов, которые специально приезжают посмотреть на столицу. В целом они, конечно, положительные, но отмечают, что в городе присутствует эклектика. Одно здание построено в одном стиле, другое – в другом. И самое главное – нет уюта. Плитки летят, асфальт трескается, зелени мало и вообще нет такого ощущения, что за городом следят и ухаживают. Нет хозяина», – подчеркнул глава государства. По его мнению, следует разукрашивать город, об этом также неоднократно говорил Елбасы. Надо следить за городом, сказал Токаев и поручил разработать единый дизайн-код оформления городских улиц и зданий. «Это мое строжайшее поручение акимату».
Нур-Султан – столица Республики Казахстан
Токаев также высказал критические замечания по внутренним миграционным процессам, которые давно уже никто не контролирует. По его словам, большая численность населения городов сегодня стала не гордостью, а проблемой, в первую очередь в социальной сфере. «Ежегодный рост численности населения, отсутствие должного контроля за внутренними миграционными процессами приводят к повышению нагрузки на социальную инфраструктуру города, прежде всего на медицину и образование. Нам нужно усилить, ужесточить контроль над внутренними миграционными процессами. Так больше продолжаться не может», – сказал Токаев.
Читайте также: Удастся ли партии Назарбаева руководить президентом Казахстана?
С одной стороны, действительно назрели реальные проблемы, но с другой – видно, что Токаев пытается расширить свои полномочия. Второй президент сосредоточился на решении социально-экономических проблем. Однако рамки, в которые его поставил Елбасы, не позволяют выполнять данные населению обещания. Именно миграционные процессы стали проблемой для больших городов. «Как и чем обеспечивать новых жителей того или иного города? А ведь их нужно обеспечивать, это наша обязанность. Мы не можем пустить сейчас весь процесс миграции на самотек», - отметил Токаев.
Казахстанский политолог Досым Сатпаев считает, что неразвитость регионов приводит к тому, что «мы имеем неконтролируемую внутреннюю миграцию». Многие регионы теряют людей, человеческий капитал. Согласно статистике, около 60 тыс. казахстанцев ежегодно приезжают из аулов, сел и малых городов в города покрупнее. Но многие бегут от безысходности, бегут из своих регионов, в которых нет достойной работы, возможностей для профессионального развития, для получения качественного образования, медицинской помощи, нет доступа к культуре и развлечениям. Уезжает молодежь. В результате вокруг крупных городов появляются так называемые «пояса шахидов», где живут те, кто приехал в город, но не смог толком интегрироваться. В Казахстане считается, что так создаются агломерации, но это не так, потому что нет системного плана по созданию современных мегаполисов.
«Ведь чтобы решить проблему с внутренней миграцией, необходимо ликвидировать инфраструктурную и культурно-образовательную сегрегацию наших регионов, когда в стране есть лишь несколько регионов-фаворитов на фоне массы регионов-аутсайдеров. Хватит деньги тратить только на развитие столицы. Казахстанцы живут не только там. Необходимо принять закон о местном самоуправлении и ввести выборность акимов. А это требует кардинального изменения всей региональной политики государства», – пояснил Сатпаев.
Две недели назад Токаев неожиданно провел кадровые перестановки ключевых людей в системе власти первого президента. Руководителем своей администрации он назначил акима (главу) Карагандинской области Ерлана Кошанова. Крымбек Кушербаев, проработавший в должности главы президентской администрации менее трех месяцев, стал государственным секретарем. Кушербаев сменил на этом посту Марата Тажина, назначенного госсекретарем в марте и освобожденного от должности «в связи с переходом на другую работу» (по слухам, послом в спокойную центрально-европейскую страну). При этом последние кадровые перестановки прошли довольно тихо. При этом они могут как усилить позиции Токаева, так и ослабить их. Поскольку «фактор библиотеки» будет сохраняться до тех пор, пока Назарбаев дееспособен. И именно он будет в Казахстане центром власти и принятия решений. В том числе и кадровых.
Читайте также: Что представляет собой команда нового президента Казахстана?
Назарбаев сосредоточил в своих руках широкие полномочия, различные статусы и регалии. В частности, кроме лидера нации, он является председателем Совета безопасности, Ассамблеи народов Казахстана и партии «Нур Отан». Он конкретно обозначил свою роль главного куратора внутренней и внешней политики. Передавать эти функции он никому не собирается.
Александр Воробьев – научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволожья института востоковедения, считает, что называть сложившийся политический расклад в Казахстане «двоевластием» следует с известной долей осторожности. Для многих термин «двоевластие» является отсылкой к революционным событиям 1917 года в России, содержит негативный смысловой оттенок и является своеобразным политическим штампом. «Тем не менее сложившаяся в Казахстане политическая конструкция власти действительно имеет два центра принятия решений и элементы конкуренции между ними. Каждый центр принятия решений стремится расширить свои компетенции и застолбить за собой более привилегированное место. Однако наличие подобной конкуренции не означает автоматически политического кризиса и уж тем более паралича власти. Скорее, речь идет о взаимном сдерживании и ограничении. Пока стороны не переходят определенных красных линий во взаимоотношениях, ситуация останется стабильной. И этот статус-кво может сохраняться достаточно долго.
Конечно, такой политический расклад усиливает неопределенность политической системы Казахстана. Но такова новая реальность казахстанской политики. Ситуация отражает общее усиление конкуренции внутри казахстанской политической элиты в условиях завершения эпохи моноцентризма и постепенного ухода с политической арены первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Это объективный процесс.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки