MENU

Какие цели преследует Кремль в Ливии?

942 0

Сначала – небольшой экскурс в прошлое. В 1969 году молодой офицер по имени Халифа Хафтар принял участие в военном заговоре, результатом которого стало свержение ливийского короля Идриса. Новым лидером страны стал сослуживец Хафтара – 27-летний полковник Муамар Каддафи.

Постепенно, отношения между Каддафи и Хафтаром испортились и в 1987 году Хафтар был вынужден бежать из страны.

В 1991 году он поселился в США (в Вирджинии), получил американское гражданство и провёл в этой стране 20 лет. В 2011 году началась "арабская весна". Лидер Ливийской Джамахирии принял ужасную смерть после своего 42-летнего диктатроского правления. Хафтар быстро сориентировался и (не без подсказки ЦРУ) возвратился в Ливию, став главарём одной из многочисленных военизированных групп, конфликтовавших друг с другом.

В результате революции, страна превратилась в клубок противоречий, с множеством групп, движений, организаций и партий, основанных на принципах трайбализма, национализма и исламизма. У каждой такой группы имелась своя военная организация. Наиболее сильной из них оказалась "Ливийская национальная армия" Халифа Хафтара, штаб-квартирой которой стал приморский городок Тобрук на крайнем востоке страны. Хафтар стал основным гарантом существования и деятельности так называемого "Восточного правительства" во главе с Абдалой ат-Тани.

Читайте также: Фальшивые динары, или Операция Кремля по подрыву экономики в Ливии

На западе Ливии, альтернативным центром власти в стране стало "правительство национального единства" в Триполи, сформированное при посредничестве ООН. Премьером этого правительства стал Фаиз Сарадж, чей режим сегодня пользуется поддержкой ЕС, США, Турции и Алжира. Сарадж и Хафтар воюют друг с другом.

Сегодня Ливия разделена как бы на две половины – западную и восточную. У "Восточного правительства" – явное военное преимущество и контроль над нефтеносными районами страны, у западного правительства во главе с Сараджем – международное признание и контроль над морскими портами, в которые ведут все нефтепроводы страны.

В этой непростой ситуации, Россия старается сохранять равноудалённые отношения с обеими правительствами, но всё же больше склоняется к Хафтару. Халифа Хафтар уже трижды побывал в Москве, а также на авианосце "Адмирал Кузнецов", на котором он встретился с вице-адмиралом Виктором Соколовым и принял участие в видеоконференции с министром обороны Сергеем Шойгу (Хафтар говорит по-русски, так как в 1970-1980-ых годах обучался на офицерских курсах в Москве.)

Однако, 75-летний Хафтар недавно перенёс инсульт. Ходят слухи, что у него рак и что жить ему осталось немного. Видимо, в связи с этим, Россия старается поддерживать тесные отношения с 47-летним сыном Каддафи – Саифом аль-Исламом, который мечтает продолжить дело своего отца, то бишь, стать лидером ливийского народа. Это довольно неглупый человек, получивший образование в Великобритании и Швейцарии.

Какие цели преследует Россия в Ливии? По мнению экспертов, их как минимум четыре.

Во-первых, получить контроль над иммиграционными потоками из Африки в Европу, чтобы иметь рычаг давления на ЕС и, при необходимости, быть в состоянии шантажировать ЕС. Этой точки зрения придерживается, например, Агния Григас (Agnia Grigas) из аналитического центра Atlantic Council. В настоящее время в стране с 7-миллионным населением более 800.000 беженцев (включая 660.000 из соседних африканских стран), многие из которых готовы совершить путешествие через Средиземное море в Италию или Грецию.

Во-вторых, получить выгодные нефтегазовые контракты. Не так давно были заключены соглашения между Национальной нефтяной корпорацией Ливии и Роснефтью (а также с Татнефтью). Некоторые аналитики считают, что целью может быть и контроль над объёмом экспортируемой ливийской нефти ради поддержания высоких мировых цен на нефть.

В-третьих, укрепить позиции российского ВПК в Ливии. После устранения Каддафи, Россия потеряла контракт на военные поставки в Ливию стоимостью в 4 миллиарда долларов. Эти потери можно восполнить продавая оружие всем сторонам конфликта в стране. В далёкой перспективе возможны и переговоры о строительстве российской военно-морской базы в Ливии. Да и прямое участие россиян в ливийском конфликте не исключено. Военный аналитик Павел Фельгенгауэр считает, что уже сейчас в стране действуют организации, состоящие из российских "наёмников", например, "Группа Вагнера" и "РСБ-Групп".

Читайте также: Российский след в Ливии становится все более отчетливым

В-четвёртых, иметь возможность мониторить исламистские группировки, включая ИГИЛ, чьи боевики очень уютно чувствуют себя в стране, не имеющей твердой государственной власти. ИГИЛ является магнитом для некоторой части российских мусульман. Контроль за исламистами "на дальних подступах" даёт возможность Кремлю выслеживать и обезвреживать индоктринированных исламистской пропагандой россиян, которые, получив навыки владения оружием в Ливии, возвращаются потом в Россию.

Судя по всему, у Кремля пока нет цельной и стройной стратегии в отношении Ливии, не в последнюю очередь потому, что ситуация в Ливии остаётся волатильной и непредсказуемой.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і YouTube

Sabirjan BADRETDINOV


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини