The Economist: Почему США проигрывают битву против коррупции в Украине
Дипломаты, которые давали показания в Конгрессе в течение последних двух недель, подчеркнули фундаментальную черту процесса импичмента Дональда Трампа: он начался с американской борьбы против коррупции в Восточной Европе.
Сначала чиновник Госдепартамента Джордж Кент пояснил, что после революции в Украине в 2014 году США начали рассматривать коррупцию как важный инструмент российского влияния. Продвижение верховенства закона было не только вопросом защиты прав человека. Этот процесс играл ключевую роль в американской политике безопасности.
Потом бывший посол в Украине Мари Йованович вспомнила лиц, связанных с украинскими олигархами, которые уговаривали президента Дональда Трампа устранить ее с должности.
Американский лидер, в свою очередь, требовал для себя вознаграждение в форме начала украинского расследования против сына Джо Байдена. И это тоже берет начало с того, что бывший вице-президент занимался вопросами установления верховенства закона в Восточной Европе.
США пытались бороться против коррупции в Украине, а украинская коррупция отбивалась. Теперь американские усилия, нацеленные против взяточничества в Центральной и Восточной Европе, в опасности.
Администрация Трампа лишь временно поддерживала такие антикоррупционные усилия. Тем временем процесс импичмента проливает свет на то, что в США распространяется то самое поведение, которое Америка обычно осуждала в других точках мира.
По словам попросившего не называть его имя человека, одновременно республиканца и дипломата Госдепартамента, вред, который нанесла нынешняя американская администрация, "трудно оценить".
"Понадобятся десятилетия, чтобы восстановить доверие к нам. Другие страны видят, что в этом Белом доме есть все, против чего мы проповедовали", — сказал дипломат.
Жаль. Антикоррупционные активисты в бывших коммунистических странах полагались на американскую поддержку с конца Холодной войны. Помощь США давала опору расследованиям независимых СМИ, помогала в подготовке судей и прокуроров, а также в установлении прозрачных реестров для государственных закупок. Бюджет Госдепартамента для программ в Европе и Евразии в прошлом году составил 615 миллионов долларов. И это жизненное обеспечение для организаций гражданского общества.
В Украине, Румынии и Молдове США поддерживали политиков, нацеленных на реформы, когда их атаковали олигархи. В Польше и Венгрии они поддерживали независимых судей, когда правящие партии пытались подавить суды.
В начале последнего десятилетия отношения с Россией начали ухудшаться. И американские разведывательные службы начали присматриваться к потокам, через которые отмывались российские деньги.
Читайте также: Коррупция делает Украину уязвимой для России – экс-посол США
"Коррупция использовалась как средство принуждения — заставить Украину не принимать реформы от внешних сил. Она также заставляла страны НАТО и ЕС гнить изнутри", — сказала Виктория Нуланд, которая работала в администрации Барака Обамы и занималась там как раз Украиной.
Байден начал посещать страны Центральной и Восточной Европы, чтобы дать понять, что США теперь рассматривают коррупцию как проблему национальной безопасности.
"Мы всегда чувствовали, что у нас есть поддержка посольства США", — сказал антикоррупционный активист из Румынии и член Европарламента Кристиан Гинеа. Америка и Евросоюз защищали жесткого румынского прокурора, когда ее начали атаковать из-за борьбы со взяточничеством.
В Болгарии американское давление много раз помогало защитить общественные организации от репрессий правительства. Антикоррупционные усилия Вашингтона начали сокращаться в 2017 году, когда Весс Митчелл взял на себя ответственность за политику Госдепартамента в Восточной Европе.
Он был убежден, что жесткая критика коррупции вредила его дипломатии, толкая Венгрию, Румынию и Болгарию в руки России. В начале года Митчелл подал в отставку. Но несмотря на то, что много американских послов продолжали продвигать антикоррупционную политику, они больше не были уверены в том, что Белый дом стоит за них горой.
Вместо того, чтобы поддержать позицию своих посольств в отношении взяточничества, администрация Трампа начала подрывать ее. Отзыв Йованович из Киева и тот факт, что госсекретарь Майк Помпео не защитил ее, — все это шокировало дипломатов.
Ее преемник в Киеве Уильям Тейлор в показаниях рассказал о параллельном канале дипломатии, через который приближенные к американскому президенту люди смогли взять на себя политический процесс в Украине со стороны американского правительства.
Читайте также: Коррупция жива: в Польше распродают украинские права
Похожая ситуация возникла в Венгрии, где посол, которого Трамп назначил по политическим соображениям, организовал премьер-министру Виктору Орбану визит в Белый дом. Это произошло в обход чиновников, которые хотели держать на "коротком поводке" коррумпированное пророссийское правительство Венгрии.
В Украине антикоррупционные реформаторы, которые США поддерживали на протяжении многих лет, получили удар от американской драмы с импичментом. Защитники Трампа выдвинули безосновательные обвинения против "Центра противодействия коррупции". Ранее эту организацию украинские чиновники тоже пытались обвинить во взяточничестве. Сеть ботов в социальных сетях, которая поддерживала Трампа, начала распространять теории заговора о директоре организации Дарии Каленюк.
"Впервые мы столкнулись с кампанией обливания грязью, инициированной из Америки. Обычно нечто подобное против нас делали и делают клептократы здесь, в Украине", — сказала она.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і YouTube
Оригинал – The Economist (Великобритания)
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки