Возвращение "нормандской четвёрки": взгляд из Киева
На днях в Париже закончилась встреча "нормандской четверки". Это была еще одна попытка установить мир на многострадальном Донбассе. Итоги этой первой за три года встречи не столь впечатляющие, как многие ожидали. Могло ли быть по-другому?
После того как три года назад фактически прекратилось общение президентов Украины и России, прекратились и контакты в рамках "четверки". Урегулирование конфликта на Донбассе было поставлено на длительную паузу.
Тогдашний президент Украины Петр Порошенко внутри страны оседлал националистически настроенного коня по имени "Армия. Мова. Вера", что, впрочем, не мешало, а скорее помогало ассоциированному с ним бизнесу вести вполне успешные дела с российскими партнерами.
Имплементация подписанных самим Порошенко "Минских соглашений" практически саботировалось, и это не могло нравиться Европе. Но еще большее раздражение там вызывала вселенских масштабов коррупция в украинской власти. Взять хотя бы такой факт: после "Революции достоинства" 2014 года различные европейские институты выделили Украине более 15 миллиардов евро. На что были потрачены огромные деньги? Есть ли хоть какие-то видимые результаты от инвестиций? Не говоря уже о том, что при постоянных внешних заимствованиях, до 2014 года как минимум десять лет подряд из Украины выводились в офшоры в среднем по 1 миллиарду долларов в месяц. В день по 33,3 миллиона. В час — по 1,38 миллиона.
Читайте также: Путину не победить украинский народ. В последнее время он начал понимать это все более отчетливо
Почему это важно помнить в контексте только что прошедшей в Париже встречи в верхах? Потому, что именно эти факты определяли атмосферу и уровень доверия во время предыдущих встреч. Если вы садитесь за игорный стол с двумя шулерами, то какова вероятность того, что вас не обдерут, как липку, и не оставят без штанов? То же самое относилось и к переговорам "нормандской четверки": вероятность того, что обсуждения выльются в какую-то "дорожную карту", которая будет реализовываться на практике, была практически нулевой.
Что изменилось с приходом к власти в Украине команды Зеленского? Появилась хоть слабая, но надежда.
Атмосфера, сложившаяся перед встречей, была неблагоприятной как внутри Украины, так и за ее пределами. Четвертого декабря три парламентские партии, "Европейская солидарность", "Голос" и "Батькивщина", в совместном заявлении очертили "красные линии" для Владимира Зеленского: не допустить нарушения национальных интересов страны. Они объявили об этом с трибуны Верховной Рады.
"Осознавая риски для безопасности и национальных интересов Украины, реализации европейского и евроатлантического выбора украинского народа, которые выходят из продолжающейся агрессии Российской Федерации, заявляем о необходимости соблюдения в ходе переговоров "красных линий", нарушение которых нанесет непоправимый ущерб Украине, — заявили представители партий. — Никаких компромиссов по унитарному государству и никакой федерализации. Никаких компромиссов относительно европейского и евроатлантического курса. Никаких политический действий, в частности выборов на временно оккупированных территориях Донбасса к выполнению условий безопасности и деоккупации. В частности, вывод российских войск, разоружение незаконных вооруженных формирований, установление контроля над государственной границей. Никаких компромиссов по деоккупации и возвращению Крыма в Украину. Нет прекращению международных судебных процессов против России. Политические силы требуют обеспечения принципа: сначала безопасность, включая всеобъемлющее прекращение огня, вывод российских войск и оружия с территории Украины. Возвращение контроля Украины над украинской-российской границей".
"Красные линии" для себя определил и сам президент Зеленский. Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко накануне встречи заявил: "Для нас "красная линия" — изменения в Конституцию. Также "красные линии" — то, что мы не допустим влияния на наши внешнеполитические приоритеты; граница должна быть украинской; нельзя проводить выборы, пока там находятся вооруженные люди и незаконные вооруженные формирования, и так далее". Отдельно министр подчеркнул: именно Украина должна контролировать границу в оккупированных частях Донецкой и Луганской областей.
Читайте также: Неприятная правда о переговорах в Париже
Проведением "красных линий" для президента украинская оппозиция не ограничилась. Для пущей убедительности за день до встречи президентов, 8 декабря, на киевском Майдане прошла акция протеста. Киевляне пришли на митинг с плакатами "Нет капитуляции", "Держись подальше от Москвы", "Российский газ — это петля на наших шеях". В центре столицы собрались около пяти тысяч человек, перед которыми выступил Петр Порошенко. Его речь фактически стала кульминацией мероприятия, хотя производила впечатление шизофреническое: будто Порошенко не только не подписывал пресловутые "Минские соглашения", но и вообще никогда не возглавлял Украину и не отвечал за внешнюю политику страны, за безопасность, наоборот — был все время в жесткой оппозиции к власти. То есть — к самому себе в оппозиции?
Внешний антураж перед встречей тоже не вселял оптимизма. В конце ноября президент Франции Эммануэль Макрон после встречи с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом призвал европейские страны к диалогу с Россией: "Действительно ли Россия или Китай — наш враги, как я иногда слышу? Задача Атлантического альянса — считать эти страны врагами? Я так не думаю. Наш общий враг — это терроризм".
Тогда могло показаться, что Макрон выражал интересы крупного французского бизнеса. Тем более что заявленными перед выборами реформами в Украине и не пахло. Почему же должны страдать европейцы? Помимо этого, в США после телефонного разговора Владимира Зеленского с президентом Дональдом Трампом над последним висит угроза импичмента.
Читайте также: "Прекратить агрессию". США призвали Россию уважать свои обязательства после нормандской встречи
Не слишком ли много внутренней и внешней токсичности накопилось в атмосфере перед Парижской встречей? Посмотрим теперь именно через призму этой токсичности на результаты встречи.
• Во-первых, стороны договорились о новом обмене пленными «всех на всех». К Новому году домой смогут вернуться 72 украинца.
• Во-вторых, до конца года будет введен бессрочный режим прекращения огня.
• В-третьих, условились о новой встрече через четыре месяца.
• В-четвертых, произошло первое личное знакомство Зеленского с Путиным, до этого они общались только по телефону.
• В-пятых, с тем или иным успехом прошел первый с 2016 года саммит в "нормандском формате", возобновлен диалог, а это само по себе уже немало.
Все это отметили и сами участники встречи. "Мы разблокировали диалог с Россией, это позитивный факт", — сказал Зеленский. "Есть ли потепление какое-то? Я думаю, что да", — заметил Путин. Макрон назвал "нормандский саммит" плодотворным, а Меркель объявила, что удовлетворена результатами: "Есть добрая воля и позитивный настрой".
Наивно было бы рассчитывать на какие-то более серьезные прорывы в установлении мира на Донбассе. Предположим, Путин согласится вывести войска с Донбасса и передать Украине контроль над захваченными территориями. Какой следующий вопрос перед снятием санкций поставят перед ним ЕС и США? Правильно: о возвращении Крыма. Это Путину надо?
Тем не менее, после встречи президент Зеленский сказал с улыбкой: "Безусловно, есть еще много вопросов, которые нам, к сожалению, не удалось решить. Нужно обязательно это сделать в будущем. Уверен, мы это обязательно сделаем вместе".
Евгений ПЛАТОН, специально для M.Mews.world
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки