Обращение и возвращение, или Как Зеленский и Лукашенко под Новый год риторикой обменялись
Коллаж Николая Тимченко, "День"
Обилие мнений о новогоднем спиче первого лица из офиса президента призывало к просмотру видео. Но знание амплуа и предмета речи, заставляло воздержаться. Все, что показывал на публике актер В. Зеленский давно убедило в его советской ментальности. Поэтому ознакомление с его обращением, я предварил просмотром другого. А именно президента А. Лукашенко, того чей образ мыслей еще теснее связан с советским мировоззрением, чем у его молодого коллеги, окончившего среднюю школу уже в независимой Украине.
Вступая в 2020-й Александр Григорьевич, зубр уходящей эпохи красных директоров и председателей, заговорил о белорусской идентичности, о трудностях борьбы за национальный суверенитет, о заслугах людей в погонах, стерегущих мир и кордоны, о сплочении нации перед историческими вызовами. На минуту мне показалось, что на You Tube перепутали ссылки и А. Лукашенко обращается к нам, украинцам, проливающим кровь за независимость Родины, а Владимиру Зеленскому поручили выступить перед белорусами, умиротворенными выгодами интеграции с Россией. На украинских кадрах все дышало виртуозностью операторской работы, а в белорусских – одна статичная суровость. Текст пока не принимаем во внимание. Сначала поговорим о новогоднем.
Читайте также: Комунікаційна невдача. Чому новорічна промова Зеленського викликає захват у росіян і гнів – в українців?
В праздничных поздравлениях граждан не счесть изображений "дедмороза & снегурочки", выдуманных вторым секретарем ЦК КП(б) Украины П. Постышевым в 1935 году альтернативой св. Миколаю. Эти чисто советские образы до сих пор милы сердцам миллионов, в том числе и тех, кто, опровергая президентские утверждения из клипа пишет, на аватарках: "Назва має значення". Я это к тому что переосмысление нашего прошлого, даже в незначительных, но укоренившихся привычках — серьезная работа , которая касается всех, в том числе и президентов. Александру Лукашенко понадобилась серьезная угроза его физическому и политическому существованию, чтобы убедиться, как опасен совок для карьеры лидера независимого государства. Только когда у самого уха просвистели московские пули поглощения (или присоединения) тогда на улицах городов Беларуси появились флаги Погони, стали официально вспоминать Кастуся Калиновского, казненного Муравьевым-Вешателем, и, я уверен, сам Александр Григорьевич начал сожалеть, что так и не выучил белорусский язык. Ведь, как ни крути, а президентство имеет, прежде всего, национальное происхождение. Нет народа, нет и его лидера. А губернатора для территорий найти дело не хитрое.
Казалось бы Владимиру Зеленскому нет смысла наступать на оставленные Батькой грабли постсоветской истории и прикидываться никем перед Кремлем, ради маскировки. Все же Украина заявила о своей позиции, как большая страна со своей древней культурой, распространенным языком, известными миру именами выдающихся людей. Зачем же понадобилось обесценивать до меркантильных потребностей вековое стремлении нации к независимости и свободе? В торжественный момент перехода из года в год говорить не ко времени и не к месту. Ведь этот же клип можно было выпустить и к 1 апреля?
Все лидеры государств мира, за малым исключением, обращаются к своим народам с новогодними обращениями, наполненными высокими словами, национальными символами, историческими параллелями и взглядами в будущее. Такова традиция, установленная Юлием Цезарем, назвавшего Январь первым месяцем года в честь двуликого бога Януса. Одно лицо смотрит в прошлое, другое в будущее. Только так, глядя в обе стороны бытия мы способны постичь современность. Не обязательно придерживаться этой традиции буквально, но смысл обращения важнее формы. Иначе зачем говорить, если можно просто показать хорошее кино.
"Кто мы?", — задается, видимо актуальным для него вопросом, главное действующее лицо новогоднего клипа, представляя за кого проголосовали бы Тарас Шевченко и Леся Украинка, оказавшись в нашем времени. Но в отличие от Президента, мы знаем: сердца, жизни, слова великих украинцев всегда принадлежали не кому то персонально, а одной стране и одной мечте видеть ее свободной. Тут нет предмета для споров и выяснения мотивов преданности идеи. Почему же Владимир Зеленский, человек иного, чем А.Лукашенко поколения и воспитания, молодым умом не постигает того, что успели оценить нервные клетки Александра Григорьевича? Ведь четверть века назад тот тоже не видел разницы в названиях улиц, памятниках на площадях и языках своего народа. И его тоже не волновало, что национальные отличия белорусов имеют значение, и в какую церковь ходят соотечественники, и какое телевидение смотрят… Но вот спохватился, дай бог, чтобы не поздно.
Эволюционирование Александра Лукашенко от крепкого хозяйственника советской идеологической закваски до лидера, отстаивающего собственное положение во власти вместе с независимостью государства, мне совершенно понятно. Тут действует логика истории. Но что ведет молодого руководителя независимой страны по обратному пути эволюции – вот загадка. Предположения, конечно, есть, но боюсь оглашать. Все же автор клипа целый политический институт, хоть и сбившийся с шага страны.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки