"Спасение от неловкости", – рецензия на украинскую трагикомедию "Мои мысли тихие"
Постер к фильму "Мои мысли тихие"
В украинский прокат вышел фильм "Мои мысли тихие" – полнометражный режиссерский дебют Антонио Лукича, собравший увесистый ворох призов на международных кинофестивалях в прошлом году, пишет Валерий Мирный для НВ Style.
Там были и награды Одесского киносмотра, и, например, спецпремия жюри фестиваля в Карловых Варах.
А еще перед нами редкий (чуть ли не единственный) пример достойной украинской трагикомедии: живой, в меру грустной, в меру смешной и прочно укорененной в нашей действительности.
1. Сюжет. Современность. Живущему в столице фрилансеру Вадиму нужны деньги на новые зубы. Специализация у парня довольно узкая: он записывает звуки, которые потом используются в компьютерных играх. Звуки совершенно разные: от кашля старика до его же зловещего смеха.
И тут как нельзя кстати пришел новый заказ из Канады. Заказ специфический. Вадиму нужно поехать на Закарпатье и сделать огромную подборку голосов украинских животных. Чем больше – тем лучше. Жемчужиной этой коллекции может стать запись кряканья редкой, практически мифической птицы – раховского крижня.
Читайте также: Паризькі музеї виклали у відкритий доступ понад 100 тисяч творів мистецтва
Если Вадим справится, то получит билет в один конец в Канаду и возможность осуществить свою мечту и стать музыкантом. Однако все не так просто с моральной точки зрения: на родине в Ужгороде его ждет одинокая мама. Она не хочет отпускать сына за океан.
2. Сценарий и драматургия. Начать хочется с названия. Словосочетание "Мои мысли тихие" абстрактно и конкретно одновременно. В нем скрыт большой потенциал для интерпретаций, но в то же время нам известна локация: мысли находятся в чьей-то голове.
Вслед за своим названием фильм Лукича широк душой (читай: темами) и ограничен телом (читай: жанром, хронометражем, героями). В его скромные полтора часа помещаются размышления об участи фрилансеров, тяжелая динамика отношений матери и сына, шутки о том, что вокруг, и немного христианства.
Лукичу явно есть что сказать. И его режиссерский монолог основан на личном опыте и врожденном чувстве иронии, но при всем при этом фильм не кажется перегруженным идеями. С легкой руки монтажера темы плавно перетекают одна в другую и обратно, формируя наполненное мистическими совпадениями и построенными на неловкостях шутками повествование.
Что приятно, весь фильм, кроме иронии, проникнут какой-то щемящей эмоциональностью. Она не имеет ничего общего с тоской и придает картине ощущение подлинности.
Во многом эта нота звучит благодаря линии Вадима и его мамы. Прочно укорененная в нашу действительность их сюжетная арка подкупает знакомыми фактами: сепарация матери и сына прошла только с одной стороны (со стороны сына), мама живет по сути одна (без подруг и с парочкой не особо любимых родственников), в поисках спутника жизни она смотрит не туда.
У обоих свой набор страхов и ожиданий, и оба, скитаясь в потемках собственных душ, не готовы простить их друг другу.
Символом перемен в жизнях Вадима и его мамы становится заветный крижень. Невидимая птица божественными знаками всплывает тут и там, намекая на необходимость следовать свой мечте, не боясь неудач и резких поворотов.
Читайте также: У соборі Відня під шаром бруду знайшли роботи художника німецького Ренесансу Дюрера
3. Актеры и картинка. Лукич уже работал с Андреем Лидаговским – непрофессиональным, но видимо сформировавшим уютный симбиоз со своим режиссером, актером. Ирма Витовская же одна из самых опытных и известных актрис Украины. Вместе с Андреем они сформировали абсолютно работающий дуэт, где скандинавская безэмоцинальность первого останавливает театральный напор второй.
Прекрасен и задник фильма, наполненный забавными персонажами: директор украинского офиса какой-то компании-разработчика игр, пытающийся выучить украинский язык, парочка закарпатских молодоженов-ревностных католиков, потусторонние обитатели затерянного в глубинке отеля Твин Пикс.
Своим размеренным ритмом, внезапностью поворотов и двузначностью совпадений лента Антонио Лукича отдаленно напоминает фильмы Джармуша (Сломанные цветы, Патерсон) и Вуди Аллена (Матч поинт и многое другое). Здесь тоже приключения героев, выходя за рамки личного, приобретают оттенок притчевости.
"Мои мысли тихие": вердикт – 8/10.
На притчевость намекает и пролог фильма с двумя монахами и торговцем реликвиями. В нем, если отбросить все лишнее, заложен скепсис по отношению к делам давно минувших дней и надежда на будущее (монахи планируют построить храм).
Точно так же и режиссер фильма "Мои мысли тихие" иронично смотрит на укорененную в прошлом украинскую действительность и пытается ее расколдовать. И, по крайней мере, в рамках своей собственной картины у него все получается: эпилог намекает на примирение матери и сына, и их раздельное движение к чему-то светлому.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки