Что делать с законопроектом о дезинформации?
Текст законопроекта опубликовали на этой неделе и довольно серьезно удивили почти весь медиарынок. Мне задавали вопросы относительно него журналисты как государственных, так и олигархических и западных СМИ. Основным вопросом было: как такое вообще могло выйти из украинского министерства? Один представитель украинских спецслужб с улыбкой даже спросил, не считаю ли я теперь "цветочками" законопроект #6688?
Прежде всего, то, что беспокоило медиарынок еще до публикации – это посадки для журналистов и для целых редакций – все эти пункты остались. Так же как и штрафы от 5000 до 10 000 необлагаемых минимумов или исправительные работы от 1 до 2 лет за минимальные нарушения. За систематическое, то есть два и более нарушений (особенно совершенных с помощью автоматического массового распространения информации) уже предлагается наказание от 2 до 5 лет, при финансировании – от 3 до 5 лет. А если эти действия осуществлены организованной группой лиц – до 7 лет заключения. Хотела бы напомнить, организованная группа в таком случае – это может быть, в том числе, например, редакция, выпускающая антикоррупционные расследования, пишет Татьяна Попова в блоге для НВ.
Конечно, этот пункт неприемлем, что было озвучено еще на прошлой неделе. Но, после того, как был опубликован полный текст законопроекта и изменения к предыдущим законопроектам, вносимым Минкультом, появилось еще больше вопросов.
Читайте также: Еще никто в мире не выигрывал войну против журналистов, – мнение
Например, меня беспокоят предложенные изменения по статьям 171, 345, 347 и 348 УК. Минкульт предлагает защищать только "профессиональных" журналистов, членов предложенного им неконституционного органа, который должен быть создан. Это так называемая "Ассоциация профессиональных журналистов Украины". И защищать, согласно законопроекту, должны исключительно членов этой ассоциации – "профессиональных" журналистов.
То есть тех журналистов, которые не захотят туда вступить, или вообще не хотят вступать в любые журналистские объединения в Украине, защищать не планируют. Эта норма противоречит Конституции и праву граждан самостоятельно объединяться в профессиональные или профсоюзные объединения и творческие союзы. И соответственно, создает кастовую систему среди журналистов, которые будут иметь разный уровень защиты, обеспечения и гарантий. Это как минимум юридический нонсенс или, как считают медиа-юристы, является нарушением ч.4 ст. 36 Конституции: "Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение граждан или ограничен в правах за принадлежность или непринадлежность к политическим партиям или общественным организациям".
Кроме того, вызывает вопросы назначение Кабмином уполномоченного, который во многих случаях, по этому законопроекту, подменять собой решение суда. Он сможет самостоятельно решать, что является достоверной, а что недостоверной информацией, решать вопрос, кого штрафовать, а кого – нет, и какие СМИ могут быть заблокированы. Конечно, это неприемлемо.
Читайте также: Похоже, миллионы украинцев так и не поняли, какая беда пришла в страну под "ширмой" молодых "зеленых" политиков – политолог
Также у меня есть небольшой по сравнению с предыдущими пунктами, вопрос относительно обязательной аккредитации западных журналистов. Введение обязательной аккредитации может уменьшить поток иностранных журналистов в Украину. А, учитывая тот факт, что у нас сейчас вообще закрыто иновещание, для Украины это также будет большим минусом в продвижении интересов Украины за границу. Потому что сейчас у нас есть достаточно свободный поток информации от украинских реалий и украинских чиновников на западную прессу.
Что же делать с таким законопроектом? На мой взгляд, доработке он в таком виде не подлежит. Для правящей партии я вижу единственную возможность выхода из проблемы, которую создало Министерство культуры, – это регистрация альтернативного законопроекта по противодействию дезинформации, который мог бы быть, например, аналогом закона по противодействию дезинформации во Франции, который уже проголосован, приемлем и действует там около года.
К сожалению, к критике законопроектов, кроме Европейской Ассоциации журналистов и многих украинских медиа-организаций и медиа-юристов подключились еще и российские СМИ. Поэтому я прогнозирую, что в вечерних новостях сегодня, завтра, возможно даже весь следующий месяц украинской власти будут вспоминать эту ошибку Министерства культуры.
Я уверена, что законопроект в таком виде не пройдет, но большой вопрос, который у меня и у многих других критиков возникает: зачем было вообще этот законопроект подавать в таком виде?
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки