Илия Куса: "Саудовцы взялись за развитие туризма основательно, масштабы поражают воображение"
Мои основные наблюдения и выводы по туризму в Саудовской Аравии, базируясь на том, что я увидел в регионе Аль-Уля и что вижу сейчас в Эр-Рияде.
1. Огромные амбиции и впечатляющие масштабы
Саудовцы взялись за развитие туризма основательно. Буквально за последние 2-3 года были заложены сотни объектов, масштабы которых поражают воображение, пишет Илия Куса на своей странице в Фейсбук.
Читайте также: Хабибу предложили 180 миллионов евро за бои с Макгрегором и Мейвезером в Саудовской Аравии
В регионе, где мы были, уже стоит международный аэропорт, прокладываются хорошие дороги, возведены фруктовые, финиковые фермы, построены несколько отелей и фешенебельных ресторанов, трудоустроены тысячи людей из числа местных жителей и приезжих через специальные государственные программы по обучению, повышению квалификации и стажировке.
Всё это только за последние 1,5-2 года. Всё это по сути на пустом месте, с нуля, среди камней и песков.
Привлекать планируют порядка $ 20 млрд инвестиций до 2025 года. Оценочный поток туристов – 2 миллиона человек в год.
В этой связи, мне хотелось плакать, учитывая, сколько всего и как круто можно было сделать в Украине за гораздо меньшие деньги и усилия, было бы желание, готовность и нормальная организация процесса. Такими темпами, нас перегонят и аматоры-саудовцы, только ступившие в турбизнес.
2. Всё слишком “по-саудовски”
В центре всего – куча денег. Эта куча щедро поливает здешний регион, создавая асфальтированные дороги, люксовые отели из мрамора, кортежи из полу-бронированных автомобилей для каждой группы туристов, мега-крутые рестораны премиум-класса с фантастически вкусной едой, приготовленной топовыми шефами из Европы или США.
Короче, упор делается на роскошь, эксклюзив, богатство и комфорт.
Учитывая, что саудовский туризм, судя по всему, будет таргетировать в основном очень богатых туристов из Западного мира – американцев, канадцев, австралийцев, западных европейцев, то это всё вполне понятно. Им, очевидно, понравится чувствовать себя аравийскими шейхами.
Однако иногда такая усиленная и слишком вычурная забота и повсеместный контроль (камеры слежения, ограничение по свободному передвижению, запрет запускать дроны, ограничения на фотки) вызывают чувство пустоты и неполноценности, портя атмосферу и создавая ощущение искусственности и линейности.
В итоге, получается, что поездка больше направлена не на то, чтобы показать туристам свою страну, а скорее на то, чтобы дать им на несколько дней почувствовать себя богачами.
3. Мифология только рождается
Было невероятно интересно стать одним из первых свидетелей зарождающейся туристической мифологии в стране, которая никогда этим не занималась.
Разумеется, сегодня, история большинства туристических объектов в Саудовской Аравии сырая и не сформулированная (для туристов).
Но стоит отдать должное саудовцам: они пытаются буквально с нуля, создать красивую мифологию вокруг объектов, которые сами по себе ничего такого не представляют, типа камня, которые похож на слона, или скал, на которых начертаны наскальные рисунки и непонятные символы.
Сделать красивый, логический и понятный обывателю миф, имея груду камней и кустарники – это подвиг, и саудовцы пока что только учатся этому. Так что, если будете здесь, не ждите какого-то потрясающего сторителлинга.
И ещё один момент: в условиях отсутствия своих, собственных мифов, они сейчас пытаются иногда “косить” под американский стандарт и стиль подачи информации и развлечений. Скажу честно и на мой взгляд – это не самая удачная идея, и выглядит она так себе.
4. Большая часть обслуги – иммигранты из Восточной Европы и Центральной Азии
Интересный тренд. Кроме традиционных Пакистана, Индии и Бангладеш откуда саудовцы привозят иммигрантов-заробитчан, стали всё чаще встречаться представители стран Центральной Азии (узбеки, таджики, киргизы) и Восточной Европы (украинцы, русские).
В одном отеле, где нас поселили, почти вся обслуга состояла из целой группы узбеков, приехавших на заработки в зимний сезон. Почти все – из Ферганской долины, по которой активно работает Саудовская Аравия через “мягкую” и “духовную” силу.
Также мы встретили человек 5-8 украинцев и русских, работавших тут в ресторанах. Некоторые приехали из Польши и, другие – из Дубая.
5. Главный челендж саудовского туризма – менталитет
Я думаю, именно социально-культурный аспект станет проблемой для Саудовской Аравии, которую они будут преодолевать, и очень долго, пытаясь развивать туристический сектор.
Местные жители не привыкли к иностранцам. Часто, они смущаются говорить на английском языке, не знают, как и что объяснить, не хотят вовлекаться в длинные разговоры (если вы не знаете арабского).
Они всё ещё живут в своих мини-вселенных, рассматривая приезжие группы туристов скорее как некую игру в “приезд важного чиновника”: надо выполнить некий, символический алгоритм действий, без особого фанатизма, а после чего можно вернуться к своим привычным делам.
Конечно, у молодых людей (в особенности, мужчин, которые были за границей) с этим полегче, чем у старшего поколения и женщин, у которых опыт общения с иностранцами минимальный. Зато когда общаешься на арабском, часть психологических барьеров мгновенно исчезают.
Так что, советую учить арабский (или хотя бы базовые фразы), так вам легче будет соприкасаться с местным миром и помогать ему открываться спокойно, плавно и без всяких проблем.
Читайте также: Греция поделится с Саудовской Аравией своими "Патриотами"
Тем не менее, я думаю, именно столетняя закрытость Саудовской Аравии, суровые и консервативные местные нравы, специфические традиции, мягкий анти-западный настрой и многочисленные психологические барьеры будут сдерживать полноценное развитие туризма, или, по крайней мере, его развитие с активным вовлечением туда саудовского населения, а не иммигрантов из-за границы.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки