MENU

Время "Ч" для высшего образования

2247 0

Высшее образование

Все ценные наработки, которые сделаны ушедшей командой, должны быть сохранены и преумножены. Независимо от того, как будут звать следующего министра, пишет Эдуард Рубин в блоге для НВ.

На протяжении многих лет я писал о провальной политике Министерства образования и науки в сфере высшего образования, точнее о полном отсутствии такой политики со стороны МОН. Должен сказать, что экс-министру образования Анне Новосад и ее команде удалось в предельно сжатые сроки кардинально изменить ситуацию на этом направлении. Именно в ее каденцию парламент успел принять поправки к закону о высшем образовании, которые укрепили финансовую автономию университетов и значительно либерализовали всю сферу. Но кроме изменений в закон, появилось главное: стало видно, что у министерства есть настоящая стратегия для "вышки".

Те совершенно естественные, очевидные идеи, которые являются обязательными для развития высшего образования, которые и я лично, и другие представители экспертного сообщества пропагандировали в своих выступлениях на протяжении многих лет и которые на дух не переносились во времена министра Лилии Гриневич, внезапно были подхвачены, органично развиты и внедрены молодой командой экс-министра.

И вот сейчас нам очень важно сохранить преемственность: все ценные наработки, которые сделаны ушедшей командой, должны быть сохранены и преумножены. Независимо от того, как будут звать следующего министра.

Читайте также: Які зміни чекає українська медична освіта та для чого це потрібно

Почему это важно? Сегодня в мире наша высшая школа совершенно неконкурентоспособна, наши дипломы в большинстве своем ничего не значат не только для иностранных, но даже для национальных работодателей. Недаром 50% из зарегистрированных в прошлом году безработных – люди с высшим образованием. И это при том, что в стране наблюдается дикий дефицит квалифицированных кадров.

Если ситуацию в корне не изменить, наметившийся в последние годы отток самой талантливой, амбициозной и работоспособной молодежи станет лавинообразным. В 21 веке, где инновационность и креативность играют первостепенную роль, отсталые университеты надолго перечеркнут перспективу нормального развития для всей страны.

Поэтому необходимо зафиксировать те положительные изменения, которые были сделаны Министерством образования и науки за последние полгода, и на этой основе двигаться дальше. Вот самые важные из них, давно назревшие и перезревшие:

1. Отмена дипломов государственного образца и передача полномочий по аккредитации образовательных программ от МОН независимым регуляторам (Национальному агентству обеспечения качества высшего образования, другим аккредитованным учреждениям или международным агентствам).

Также МОН задекларировал отказ от функций лицензирования вузов. Все это будет способствовать либерализации рынка высшего образования, уменьшению зависимости вузов от министерства и однозначно повлечет улучшение качества образования.

2. Изменение системы финансирования вузов. Было заявлено, что уровень бюджетного финансирования вузов теперь будет зависеть от целого ряда критериев – не только от количества студентов, но и уровня трудоустройства выпускников по специальности, позиций университета в международных рейтингах, объемов привлечения дополнительного финансирования и пр.

Эти новые требования однозначно заставят вузы взглянуть на свою работу более критично и подтолкнут их к развитию.

3. Усилению финансовой автономии и пресечению демпинга будет служить анонсированное МОН установление минимальных индикативных цен на контрактное обучение: за несколько лет цена бюджета и контракта должна сравняться (сейчас контрактные цены значительно ниже).

Абсолютно справедливая мера, которую давно нужно было вводить: благодаря ей не просто уйдет демпинг, но и повысится престижность диплома, а студенты станут более требовательными к качеству обучения. Сюда же упрощение процедур, связанных с арендой имущества университетов, продажей их излишков – это важный резерв финансовой самостоятельности вузов, о чем я тоже неоднократно писал.

4. То, что заявила, но не успела сделать бывшая команда МОН – отказ от госрегулирования размера зарплат преподавателей. Госрегулирование зарплат – атавизм, от которого мы должны избавиться как можно быстрее, и это будет еще один большой шаг к реальной финансовой автономии университетов.

5. Посредством закона наконец-то состоялась легализация дуального образования, но теперь нужно поскорее внедрить его на практике. Тогда студенты смогут одновременно учиться и работать, вполне официально стыкуя расписание занятий и трудового дня. Колоссальный шаг вперед к преодолению разрыва между теорией учебы и практикой реальной работы, и очень прогрессивный для рынка труда, который заинтересован в скорейшем притоке хороших специалистов.

6. Закрытие неэффективных филиалов вузов в разных регионах, укрупнение успешных вузов за счет неуспешных. Мы, наконец, начали двигаться по пути сокращения количества вузов, что приведет к оптимизации госфинансирования, и это начинание тоже следует отнести в плюс и обязательно продолжить.

7. Наконец, тема, вокруг которой было больше всего дискуссий – система управления вузом. МОН задекларировал, наконец, что готов к управленческой автономии университетов и предложил важную реформу: ректор выбирается коллективом, но предлагает конкретный бизнес-план, который в виде KPI вносится в контракт с ним, после чего наблюдательный совет или министерство контролируют выполнение плана и при невыполнении могут разрывать контракт и назначать досрочные выборы. Зато избранный ректор может полностью самостоятельно формировать управленческую команду без оглядки на министерство или ученый совет.

Если все эти новации будут внедрены, уже через несколько лет мы почувствуем, что ситуация в сфере высшего образования принципиально изменилась в лучшую сторону. Поэтому призываю ни в коем случае не допустить отката этих реформ.

Читайте также: З вересня студенти-контрактники на найбільш популярних спеціальностях платитимуть за навчання більше – МОН

Более того, мы должны двигаться дальше. Например, безусловно, нужно повышать барьер баллов по ВНО, который позволяет поступать на бюджетное финансирование, что позволит качественно улучшить контингент студентов.

Нам необходимо внедрять в сфере высшего образования принципы частно-государственного партнерства, чтобы привлечь в вузы частных инвесторов.

Кстати, софинансирование государства и бизнеса может применяться и в развитии науки. Например, для министерства индикатором важности той или иной прикладной разработки может служить как раз привлечение в проект бизнеса: если частный инвестор взял на себя хотя бы 25% необходимых затрат, это сигнал к тому, что МОН может профинансировать остальную часть расходов. Тогда мы не будем "размазывать" бюджет на науку тонким слоем на всех, а сможем вкладываться в действительно ценные идеи с хорошей рыночной перспективой. Аналогично в фундаментальных исследованиях индикатором важности может быть наличие зарубежного грантового финансирования или участие в международных программах. Так мы сможем закрыть бессмысленные затраты на никому не нужные разработки и исследования.

И, конечно, нам нужна продуманная политика, нацеленная на создание при университетах эндаумент-фондов, которые будут аккумулировать частные инвестиции на развитие вузов.

Словом, в сложившейся ситуации для будущей министерской команды наихудшим вариантом было бы начинать с чистого листа. Напротив, на столе будущего министра лежат такие наработки, что только бери и делай.

Впервые за много лет мы имеем шанс запустить реальные реформы высшей школы, прийти к настоящей университетской автономии, избавиться от ректорского феодализма и вернуть ценность диплому о высшем образовании. Этот шанс ни в коем случае нельзя упустить.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і YouTube

Эдуард РУБИН


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини