MENU

Эпидемия COVID-19 и некомпетентность крымских "властей" добивают остатки рекреационного комплекса Крыма

616 1

В Крыму, по данным оккупационных «властей», около двух десятков зараженных коронавирусом и еще 2 900 крымчан находятся под медицинским наблюдением. Реальную картину россияне не показывают. Формально, заболевших немного, но республиканское «правительство» в рамках карантина ввело ряд ограничений, которые грозят срывом курортного сезона. Учитывая, что последние шесть лет рекреационная отрасль на полуострове деградирует, вопрос заключается в том, насколько глубоким будет нынешний провал.

"Апостроф" выяснял, какой туристический сезон ожидает крымчан в этом году.

Курорт в тисках «карантина»

Уханьский вирус расползается по Крыму. Пока на полуострове официально было около десятка заболевших, оккупационная администрация пыталась отделаться «малой кровью». Главари коллаборационистов при участии российских силовиков решили «бороться» с вирусом проверенными методами: мозгодробильной пропагандой и репрессиями, угрожая уголовными делами распространителям «фейков» о COVID-19 в республике. Соответственно, «фейком» объявлялась любая информация об эпидемиологической ситуации, отличная от того, что говорит «власть».

Серьезные ограничения начали вводить с 27 марта, когда местное «правительство» распорядилось временно закрыть рестораны, кафе, бары, столовые. Исключение составили лишь предприятия, обслуживающие на вынос или доставляющие еду на дом. На следующий день закрыли санатории, пансионаты и дома отдыха. Тех, кто уже находился на отдыхе, обязали перейти в режим самоизоляции без права продления срока проживания.

«Гостиницы консервируются до 1 июня. Для пока остающихся туристов действует жесткий режим самоизоляции, действуют все мероприятия по дезинфекции и профилактике. Во всех отелях и санаториях введен запрет на выход за пределы здравницы, закрыты все объекты развлечений, отменены мероприятия, не работают бассейны и СПА-центры», — говорится в заявлении оккупационного «министерства» курортов республики.

При этом 28 марта в Симферополе и Ялте «власти» организовали продовольственные ярмарки. Люди, в том числе и пенсионеры, толклись у прилавков без масок и средств защиты. Ялтинское начальство оказалось настолько «последовательным», что в день проведения ярмарки глава «администрации» Иван Имгрунт запретил горожанам (дабы избежать заражения) гулять по набережной и собираться в группы больше трех человек.

В первых числах апреля закрыли большую часть автостанций, ограничили движение пригородных поездов и установили блокпост на Керченском мосту. Несмотря на все перечисленные ограничения, «власти» усиленно делают вид, что сезон не будет полностью провален. «Министр» курортов Вадим Волченко заявил, что полуостров может потерять из-за пандемии только миллион туристов. На чем основаны такие расчеты, он не детализировал.

«В аннексированном Крыму туризм — это «политическая отрасль», поэтому в этом вопросе российские «власти» будут до последнего пытаться сохранить хорошую мину при плохой игре. В реальности же рекреационный комплекс Крыма продолжит деградировать, что мы и наблюдаем последние шесть лет. Во-первых, для развития курорта нужна открытость территории и свобода передвижения. В Крыму этого нет. Во-вторых, российские законы в части условия функционирования малого и среднего бизнеса жестче, нежели украинские», — пояснил эксперт Института черноморских стратегических исследований Юрий Смелянский.

«Смерть» отрасли

Глава «Ассоциации индустрии гостеприимства Украины» Александр Лиев, до аннексии занимавший пост министра курортов Крыма отметил, что оккупационная администрация все равно продолжит лгать, невзирая на пандемию коронавируса.

«Оккупационная администрация врать точно не перестанет. Ожидаю, что в конце сезона Сергей Аксенов выступит с заявлением, что в Крыму побывало «15 миллионов туристов», которых полуостров не принимал никогда. Тенденция такая, что они к своей «статистике» каждый год добавляют по 2 миллиона несуществующих отдыхающих. В реальности иссякает даже тот жалкий поток туристов, который шел с территории соседней России. Крымские предприниматели, ранее задействованные в приеме отдыхающих, переформулируют или закрывают бизнес. Этот сезон может для некоторых стать точкой перелома, после которой большая часть туристических объектов уже не откроются», — говорит Александр Лиев.

С начала оккупации «власти» пытаются догнать показатели 2013 года. До аннексии большая часть отдыхающих (около 70%) прибывали в Крым по железной дороге с материковой Украины. Россияне и гости из дальнего зарубежья составляли примерно 27% и 3% соответственно.

За прошлый год подчиненные Сергея Аксенова, равняясь на статистику 2013 года, «нарисовали» 7,4 миллиона туристов, из которых более миллиона якобы составили отдыхающие из других регионов Украины. В то же время, как отмечает Александр Лиев, поток россиян на полуостров за последние несколько лет остался неизменным – около миллиона туристов за сезон.

Большая часть нынешних российских отдыхающих – бюджетники, чиновники и силовики, которым закрыт отдых за границей. В первые годы после аннексии этот контингент организованно доставляли на самолетах. Учитывая дороговизну авиабилетов, российское правительство дотировало перелеты. В этом сезоне, скорей всего, откажутся от такой практики на фоне резкой девальвации рубля и открытия сообщения по мосту через Керченский пролив.

«Оборзевшие» крымчане

Нынешний провал курортного сезона происходит на фоне обостряющегося конфликта между «коренными» крымчанами и понаехавшими россиянами. К поливанию крымчан грязью подключились и топ-пропагандисты.

Телеведущий Владимир Соловьев в одном из недавних эфиров возмущался, что Россия якобы вкладывает в оккупированный полуостров существенные средства, а отдых в Крыму все равно остается дорогим.

«Смотришь цены в Крыму, Сочи — и возникает вопрос: вы вообще в своем уме? В Турции — в разы дешевле, в Италии — дешевле, всюду в мире — дешевле. Вы что, оборзели? За счет чего такие цены просите, вы что, вдруг все резко готовить научились? Вы что, теперь понимаете, что такое сервис? Вы построили инфраструктуру замечательную? Аэропорт-красавец, мост построили?» — возмутился кремлевский пропагандист.

Как отмечают наблюдатели, «наезды» на жителей полуострова происходят с подачи властей. Кремль целенаправленно натравливает своих пропагандистов на крымчан, отметил бывший народный депутат от Крыма, глава Всеукраинского движения «Сила права» Андрей Сенченко.

«Российским властям не нужны крымчане и, тем более, им не нужен никакой курорт. Последние несколько лет показали, что их (Кремля) концепция такая: полуостров – это военная база и имения российской «знати». Все остальные – обслуга. Соответственно, все «лишнее» и «неудобное» население должно быть выдавлено за пределы Крыма», – говорит Андрей Сенченко.

Захудалый сервис на фоне высоких цен всегда был больным местом крымских курортов, но за последние несколько лет жители приморских регионов «оборзели» из-за неблагоприятных условий.

«Есть существенная разница. При Украине люди ехали, начиная с апреля. Если добавить сюда бархатный сезон, то получалось около пяти месяцев на то, чтобы заработать. При России у нас несколько лет подряд июнь — практически пустой. Получается, что сезон ужимается в три месяца, и за это время нужно заработать на год жизни. Народ наверстывает, как может. В том числе, повышая цены», — рассказывает Людмила из Ялты.

Женщина владеет небольшим кафе в Гаспре. До аннексии ее основной доход обеспечивали отдыхающие. Уже на второй год после «референдума» поток существенно упал, поэтому собственникам небольших заведений пришлось свернуть или переформатировать бизнес. Теперь Людмила занимается тем, что обеспечивает обедами работников российских строительных фирм.

После оккупации ЮБК наводнили застройщики, связанные с крупными российскими чиновниками и силовиками. На территории Большой Ялты, как, впрочем, и в других городах Крыма, начали активно строить жилые комплексы для российских «колонистов».

У активной застройки появилась обратная сторона. Платежеспособные отдыхающие из России начали покупать на южнобережье жилье. Соответственно, спрос на «мини-гостиницы» (один из основных источников дохода для местных) упал.

«Некоторые при Украине, в зависимости от района и условий, брали за сутки 40-50 долларов за номер. Сейчас «средние» российские отдыхающие везут, примерно, по 50 тыс. рублей (около 650 долларов) на человека, и тратиться особенно не спешат. Именно от них можно услышать, что мы тут совсем охренели и слишком дорого просим. Для них заплатить 200-300 рублей за такси по Ялте — это уже дорого», — рассказывает Людмила.

«Курорт» военного назначения

Проблемы крымского курорта, которые более двадцати лет раздражают отдыхающих (прежде всего, неприспособленность инфраструктуры), были заложены еще при СССР. Так называемая всесоюзная здравница – не более чем пропагандистское клише. Курортными были только Южный берег и часть западного и северо-западного побережья, из которых и создали ширму «здравницы». Севастополь и Балаклава, невзирая на рекреационные возможности, долгие годы были закрыты для свободного посещения. Иностранцы, том числе гости из стран социалистического лагеря, дальше Симферополя, Алушты и Ялты никуда попасть не могли.

Туристическая ориентация крымской экономики – коммунистический миф, который республиканское начальство тщательно оберегало и после распада Совка. Полуостров был для кремлевского начальства именно военной базой. Промышленные предприятия региона были ориентированы на военное судостроение, приборостроение. Пищевая промышленность (преимущественно переработка продуктов сельского хозяйства) находилась на третьем месте по приоритетам.

На момент распада СССР крымская экономика, грубо говоря, строилась вокруг оборонных и перерабатывающих предприятий. С середины 80-х годов прошлого века сложилась ситуация, когда около 80% приезжих останавливались не в санаториях, а снимали квартиры у местных. Именно на этой почве затем выросла целая индустрия так называемых «мини-пансионатов», когда де-юре частные домовладения оборудовались под прием туристов.

После аннексии Кремль в первую очередь озаботился именно реанимацией оборонных предприятий (в Симферополе, Севастополе, Керчи, Феодосии), отжатых у Украины, а не созданием на полуострове «туристический жемчужины», как крымчанам обещали перед оккупационным «референдумом».

«Россия на полуострове, если говорить о состоянии промышленности, серьезно вкладывается только в оборонные предприятия. Им нужен Крым как непотопляемый авианосец. Но тут нельзя сказать, что Кремль просто копирует советский опыт управления полуостровом. Да, при СССР рекреационный комплекс в Крыму давал около 16% регионального продукта, а основой крымской экономики в те годы была именно оборонка. Но есть и важное отличие: при Советском Союзе санатории именно как оздоровительные учреждения работали круглогодично», — говорит Юрий Смелянский.

До аннексии республиканские власти неоднократно декларировали намерение создать в Крыму круглогодичный курорт с ориентацией на «лечебный туризм». В 2011-2013 годах даже планировали создать отдельный туристический кластер на Западном побережье (ЮБК не рассматривали из-за проблем с землей и инфраструктурой), но все так и осталось на бумаге.

Сразу после «референдума» российские министры и «правительство» Сергея Аксенова обещали за три года сделать из Крыма чуть ли не вторую Анталию, завести в регион крупных инвесторов, построить современные отели, создать на ЮБК игорную зону, модернизировать специализированные санатории для развития «медицинского туризма» и даже организовать горнолыжный (!) курорт. Все осталось на уровне деклараций. Сезон 2015 года провалился на уровень депрессивного 1993 года, когда полуостров посетили около 2,3 млн человек. Нынешний сезон обещает быть заметно хуже.

 

UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини