MENU

Пещерный век на Донбасе: люди живут в копанках

2748 1

   

Никто неберется сказать точно, сколько у нас повсей Донецкой области копанок. Однувыявляют, засыпают, а через неделю наней снова добывают уголь и рядом роютеще. В милиции говорят, побороть такойнезаконный бизнес нереально. Поканеглубоко от поверхности есть черноезолото, его будут добывать... Отбойныммолотком, лопатой, без каких-то особыхсредств индивидуальной защиты. В узкиетоннели, рискуя жизнью, лезут и былыешахтеры, которых уволили по состояниюздоровья, и совсем молодые пацаны. Отравмах особо не рассказывают. Журналистгазеты «Донецкие новости» поучаствовалв рейде в Зугресе и Снежном. Рабочие кприездам правоохранителей привыкли.Многие из них поменяли уже не однукопанку.

  


 Шахтеры поройсами не знают, легально они работаютили нет.


«Я здесь временно. Вот толькоденег заработаю, чтобы одеться, и вДонецк - на стройку или на легальнуюшахту». Так здесь говорят почти всемолодые ребята. А вместе с тем уже успелиотработать на 2-3 копанках. Признаются,что найти вакантное место на нелегальнойугледобыче становится все сложнее. Непотому что копанок стало намного меньше- желающих заработать все больше.


Некоторыенелегальные шахты работают прямо пососедству с людными поселками. А былиместа и в глуши, куда милицейский «Ланос»не доехал - самосвалы с углем раскаталислишком глубокую колею. Пришлось бросатьавто и топать пешком. Благо земля мерзлая.Правоохранители говорят, когда осеньюдорога превращается в грязевую жижу,они надевают резиновые сапоги и... впередна поиски. Так до места работы добираютсяи некоторые шахтеры из числа местныхжителей.


Буденновский карьер - так приСССР называли каменоломню в Зугресе.Неделю назад здесь прикрыли одну копанку,вывезли уголь, компрессор, лебедку. В«кайбаше» еще осталась сменная одеждашахтеров, лежат лопаты, автомобильныекресла, на которых отдыхали. Еще недавноздесь вовсю кипела работа. На-гора засутки выдавали
тонн по 8 угля. Работалив 3 смены.


В ветхой деревянной постройке,которую от ветра и снега защищает лишьтоль, продолжает дежурить сторож Евгений.Посреди комнатки -самодельнаяпечка-буржуйка. Благо на улице можнонасобирать хоть какие-то остатки угля.Парню 22 года, а за плечами уже несколькокопанок.


«Дальше тоже есть копанки. Ясам раньше начинал с добытчика, потомпришел сюда. Здешнего хозяина я не знаю.Работы тут шли целые сутки круглый год.Слышал, что шахтерам платили по 90 грн.за тонну добытого угля. Я получаю 150 грн.за смену. Я сам из Зугреса, нормальнойработы не нашел. Попробую веснойустроиться на легальную шахту», - говоритЕвгений.


Легальные мини-шахты в Донецкойобласти тоже есть. Некоторые не отличишьотподпольных копанок.


«У нас порядка60 частных предприятий имеют лицензиина разработку недр, которые производятдобычу угля. Они строят небольшиесооружения, производят вскрытиеповерхности и добывают дырочным способом.Многие люди даже не подозревают, чтоэто частное предприятие, имеющеелицензию. Думают, что копанка», - говоритзамначальника спецотдела УГСБЭП ГУМВДУкраины в Донецкой области АлександрВыборнов.


Может быть, легальных шахтбыло бы больше, если бы не нашигоспода-бюрократы, которые вечнозатягивают рассмотрение всяких дел, ивысокая стоимость лицензии на разработкунедр. Находчивые предпринимателипредпочитают платить каждый месяцштрафы и продолжать копать, чем работатьофициально.


Сегодня максимальныештрафы за незаконное ведение угледобычисоставляют порядка 12 тыс. грн. В суткикопанка может приносить хозяину порядка3 тыс. грн. Правда эта цифра весьматуманна. Все зависит от мощности пласта,качества товара, ну и, как выгодно сумеешьпродать. Кстати, поймать организатораполучается не всегда.


«За прошлый годпо фактам незаконной добычи углявозбуждено более 130 уголовных дел. Кответственности привлекаются около 50организаторов копанок. Дело в том, чтоне всегда рабочие знают фамилию своегоначальника или номер мобильного. Частоих возит и платит им деньги посредник»,- рассказывает Александр Выборнов.


 

О травмахпредпочитают молчать.


ВСнежном стоило у стелы свернуть с трассынаправо, проехать пару сотен метров попоселку и вотона, копанка, во всей красе.И скажи, что местные о ней не знали! Почтизагруженный углем «КАМАЗ», шахтеры взабое еще какое-то время трудились, покаим не сообщили, что пора подниматься наповерхность. Копанка не особо глубокая,может, метров пять вниз. А дальше лазвысотой чуть выше колена (такие могуттянуться под землей на 100-200 метров). Внем в полулежачем состоянии и работаютгорняки. Засыпают уголь в специальнуюметаллическую емкость, после чеголебедчик поднимает ее наверх и перегружаетсодержимое в самосвал.


«Я пробовалустроиться на нормальную шахту, но меняне взяли из-за проблем со здоровьем, -говорит 23-летний Алексей. - Здесь отработал3 дня, получил 300 грн. Человек один попросилего подменить. Я раньше тоже ходил потаким дыркам. Профессии у меня нет,закончил 9 классов и пошел работать.Добывал природный камень и т. д. Копанки- самое тяжелое из всего, что пробовал.Было такое, что падала кровля. Менянесколько раз травмировало».


Сколькоеще таких подпольных угольщиков получилитравмы, никто не знает. Организаторыкопанок стараются о таких инцидентахумалчивать. В милиции есть статистикапо погибшим. За прошлый год - три трупа.


 

 Алексей тожеверит, что копанка - это на время. Хочетуехать в Донецк на стройку. Говорит,деньги нужны. «Чтобы поехать, надо многоденег. Найти жилье, одеться», - говоритпарень.


Перед милициейпостоянно крутился бомж Юрий, или Юстас,как он себя называет. Такая себе местнаядостопримечательность. Говорит, прибилсяк угольщикам, ночует в «кайбаше» рядомс копанкой, заодно и сторожит. Самместный, но после 18 лет тюремной жизниза воровские дела лишился всего. Насвободе вот уж 4 года. В общем, людиразные
на копанках встречаются.


«Мыдаже не знаем точного количества копанок.Сегодня мы ее ликвидировали, неделю онане работает, а потом кто-то другой приедети начинает работать. Этот бизнес тяжелопобороть. Может быть, если ужесточитьответственность и упростить системуполучения разрешительных документов...Или нужно просто дождаться, пока копанкисами не выработают. Еще чуть-чутьосталось», - говорит правоохранительАлександр Выборнов.


Как признались вмилиции, наказывают только организаторовкопанок, а простых работников не трогают,хотя последние тоже подпадают подуголовную ответственность. Вот искитаются угольщики от одной закрытойкопанки к другой. А где еще работу найтив маленьком шахтерском городке?


Наобратном пути в голове крутилась толькоодна мысль: «Как же здорово, что я родилсяв Донецке». Ладно с той сказочной Европой,куда мы так упрямо стремимся, мегабогатойАмерикой. Как же хорошо, что в Донецке,где у тебя есть выбор: пойти работатьна завод, фабрику, в магазин или куда-тоеще, а не туда, куда придется...

Дмитрий ИВАНОВ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини