Почему ТЭС Ахметова "внезапно" начали выходить из строя и чем это грозит украинцам
По состоянию на 10 февраля в Украине не работают из-за аварийного ремонта 12 энергоблоков ТЭС. 11 из 12 из них принадлежат ДТЭК Ахметова. «Укрэнерго» пока балансирует недостаток за счет гидроэлектростанций и импорта из Беларуси и России, а ахматовский менеджмент жалуется на условия рынка.
На прошлой неделе состоялась целая серия аварийных остановок блоков ТЭС. 2 февраля состоялась аварийная остановка блоков на Запорожской ТЭС и Кураховской ТЭС (обе принадлежат ДТЭК).
Об этом говорится в статье издания „Буквы“, информирует UAINFO.org.
Вечером 3 февраля в результате аварии была полностью остановлена Запорожская ТЭС (ДТЭК), а через два дня там же аварийно был остановлен блок №1 Запорожской ТЭС.
“Все блоки тепловой станции внезапно сели на “ноль”. Что именно стало причиной аварии, пока ЗаТЭС официальной информации все еще не предоставила. И через полчаса электроснабжение в городе начало частично восстанавливаться”, – написал мэр Энергодара Дмитрий Орлов.
6 февраля на электростанциях ДТЭК были выведены в аварийный ремонт еще два энергоблока: на Ладыжинской и Добротворской ТЭС.
По состоянию на 7 февраля в аварийном ремонте находилось уже 9 энергоблоков: 7 блоков ТЭС компании ДТЭК и по одному в Центрэнерго и Донбассэнерго.
Еще 6 энергоблоков не работали из-за отсутствия топлива.
По состоянию на 9 февраля не работали уже 10 энергоблоков, а через сутки их стало 12. При этом из них 11 принадлежат компаниям Рината Ахметова.
В результате за первые дни февраля цена электроэнергии на “рынке на сутки вперед” подпрыгнула на 17,6% по сравнению со средней ценой за январь и составила 1719,7 грн за МВт-час. За сутки до 10 февраля цена на “рынке на сутки вперед” выросла на 6%.
В среду представители ДТЭК собрали пресс-конференцию, где отрицали, что сделали это специально.
Как сообщил гендиректор ДТЭК Максим Тимченко, “ДТЭК Энерго” в 2020 году направило на поддержку и обновление основных фондов 1 471 000 000 грн, что на 42,4% ниже показателя 2019 и вдвое – уровня 2018 года.
“Это привело к росту аварийности на наших станциях в четыре раза”, – отметил он.
Читайте также: Bihus.Info: У Коломойського в Раді близько 70 депутатів, у Ахметова – майже 100
Тимченко подчеркнул, что такое падение связано с огромным дефицитом средств на энергорынке, “в том числе из-за позиции регулятора, ручного управления, манипуляций трейдеров”.
Последнее звучит очень интересно, учитывая то, что в октябре 2020 издание “Бизнес-цензор” выпустило расследование, как облэнерго, принадлежащие Ахметову и Суркису, вытесняют с рынка независимых трейдеров, в частности выставляя высокие счета с “неустойкой” для покупателей, которые меняют поставщика электроэнергии.
Также стоит упомянуть, что и Ахметов, и Коломойский успешно перекрывали цены для своих предприятий за счет Энергоатома.
Как известно, после первых январских морозов и проблем на Центрэнерго, ДТЭК заявила о нехватке угля. Сейчас 5 энергоблоков не работают и по этой причине. Впрочем, еще тогда эксперты предполагали, что таким образом компания Ахметова может пробовать заставить поднять цены.
Читайте также: Аварія на найбільшій в Україні Запорізькій ТЕС – Енергодар без світла. Подробиці аварії. ФОТО, ВІДЕО
Сейчас, несмотря на заявленную нехватку угля, Тимченко неохотно говорит о переводе ТЭС на газ, так как это приведет к 50% -ым убыткам из-за прайс-кепов (максимальное пороговое значение цены), и напоминает, что государство нарушило свои обещания компенсировать такие убытки в подобной ситуации год назад на Луганской ТЭС.
По словам топ-менеджера, в целом себестоимость ТЭС в 2020 году была на 15% ниже средней цены рынка.
Правда, несмотря на такую ”убыточность”, ДТЭК почему-то заинтересована в приобретении 25% государственной доли “Одессаоблэнерго”.
“Что же, наконец мы услышали их позицию, и теперь мы понимаем, чего они хотят – хотя и так догадывались, что они хотят пересмотреть тарифы и увеличить их”, – говорит собеседник #Букв в энергетическом комитете.
Он отметил, что в прошлом году цены на электроэнергию не были ниже себестоимости, а первые полгода были выше, чем в Европе.
Ранее глава энергетического комитета Рады Андрей Герус написал пост, в котором отметил, что у компании Ахметова точно были средства на то, чтобы провести ремонт на ТЭС.
“Показатель, который лучше всего характеризует наличие финансов для инвестиций – это EBITDA (операционная прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизации). У компании ДТЭК показатель EBITDA за последние 10 лет составил 160 млрд грн (!). В частности 81,4 млрд грн за 2016-2019 гг, когда действовала формула “Роттердам +”. Думаю, без глубокого анализа очевидно, что таких астрономических сумм достаточно, чтобы провести модернизацию и поставить фильтры, чтобы блоки ТЭС работали стабильно, надежно и более экологично”, – пишет Герус.
“Но вместо этого покупались непрофильные активы, новые облэнерго, приватизировались новые пакеты акций, выводились средства займами на связанные компании, строились солнечные и ветростанции, а на модернизацию блоков ТЭС денег все не хватало, даже на взятые инвестобязательства на приватизации (о “честной” приватизацию я даже не буду писать) “, – отмечает депутат.
“В итоге мы имеем ситуацию, когда за 10 лет EBITDA компании ДТЭК составила 160 млрд грн, но блоки не отремонтированы. Цена э/э давно европейская, экологические налоги самые низкие в Европе, но постоянные обвинения, что плохая регуляторная среда. Государство за счет потерь “Энергоатома” предоставило возможность сжечь ТЭСам свой уголь, но в ответ от ТЭС получило “сюрприз” в виде дефицита угля зимой и грубое нарушение условий лицензионной деятельности. Это важный урок, который нужно всем усвоить, когда думаем об энергетической независимости”, – отметил Герус.
А что же украинцы?
“Укрэнерго” уверяет, что отключений бытовых пользователей не будет.
Хотя глава “Укрэнерго” Кудрицкий в эфире “Свободы слова” признал, что в стране “исторически низкие запасы угля и у нас рекорд теплоэлектростанций, которые выведены в аварийный ремонт”, несмотря на то, что были отчеты, что они “в нормальном состоянии”.
“НЭК “Укрэнерго” пока применяются все доступные средства для балансировки энергосистемы, а именно: энергоблоки ТЭС работают на резервном топливе (газе); в часы максимального потребления увеличивается производство электроэнергии на гидроэлектростанциях; также ожидается, что в середине февраля выйдет из ремонта энергоблок №2 Хмельницкой АЭС”, – сообщается на сайте Укрэнерго.
Также идет импорт электроэнергии из Беларуси и в определенные часы из России.
Тимченко заявил, что ДТЭК для покрытия дефицита угля обеспечила сегодня максимальную добычу на своих шахтах, осуществляет ежемесячно поставки 120-150 тыс. т антрацита из собственного шахтоуправления “Обуховская” (Россия), а также заключила контракты на поставки угля в феврале (450 тыс. т ) и марте из Польши и Казахстана.
“Чтобы Украина меньше зависела от того, привез ли кто-то уголь, сделал ли вовремя ремонты, нам нужно в 2023 году присоединиться к энергосистеме стран континентальной Европы ENTSO-E. Там есть конкурентный рынок, на котором нет доминирующих игроков и есть возможность в такие периоды, как сегодня, в совершенно рыночных условиях получать электроэнергию для того, чтобы покрыть дефицит”, – говорят в “Укрэнерго”.
Впрочем, если уж некоторым украинским игрокам явно не нравится даже украинский рынок, то очевидно, они не захотят оказаться на европейском.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки